Чемпион выбрасывает полотенце
26.09.2007 г.

Задержимся на цифре 37...
Крамник действует по Ботвиннику.
Атака на Гельфанда и испорченное настроение Свидлера.
Не думать о белом медведе, или Давайте больше спорта!
Михаил Савинов рассказывает о событиях одиннадцатого тура мексиканского мундиаля.

 

 

 

 

11 тур


Ананд – Морозевич 1-0

Грищук – Крамник ½-½

Леко – Аронян ½-½

Гельфанд – Свидлер ½-½

Пожалуй, это занавес. После сегодняшнего тура ни у кого нет сомнений в том, что Вишванатан Ананд в 37 лет наконец станет чемпионом мира без всяких обескураживающих приставок. Владимир Крамник выбросил белый флаг уже на втором ходу. Он добился лучшего возможного результата в русской партии – совершенно выхолощенной ничейной позиции. Дольше оставался на сцене Борис Гельфанд, но и он ушёл с ничьей. Остальные уже не в счёт. Ну а Виши показал себя настоящим бойцом. Не раз по ходу партии отказываясь от аналогичного результата, он не прогадал. Народ Индии имеет полное право станцевать песню во славу Вишванатана Ананда, а также пропеть несколько бонусных па Александру Морозевичу, так удачно перераспределившему очки между Анандом и Крамником. Или подарить ему какое-нибудь крупное вьючное животное.

Как это часто бывает, по ходу партии соперники совершенно по-разному оценивали позицию. Ананд вообще долго не был уверен, что у него лучше (но от ничейных продолжений, тем не менее, отказывался), Морозевич считал, что получил «проиграно» с дебюта, и изыскивал практические шансы. Практических шансов было изыскано достаточно для того, чтобы провести пешку «h» и остаться с ферзём за ладью и коня, но чёрный ферзь оказался лишь деталью красивой инсталляции белых. Спасибо сицилианской защите за то, что даёт нам возможность понаблюдать за обоюдоострой борьбой после 1.е4. И спасибо Морозевичу – за соавторство.

К неудовольствию организаторов, Грищук с Крамником установили антирекорд чемпионата. 13 ходов россиянам хватило для того, чтобы определиться с оценкой. Досадовал Грищук, допустивший разгрузку, после которой чёрные немедленно уравнивают игру.

– Вся идея построения белых состоит в том, чтобы затруднить сопернику рокировку, – пояснил Александр. – А после взятия на g5 у чёрных вообще не остаётся никаких проблем. Поэтому я предложил ничью.

И хватит об этом. Подобно Ботвиннику, Крамник думает о реванше, толком не доиграв проигранный чемпионат. Пусть в Германии у него всё получится.

Настоящую атаку скептически настроенных журналистов пришлось вынести Борису Гельфанду. Борис держался достойно. С помощью Петра Свидлера ему, кажется, удалось убедить их, что в заключительной позиции рискуют только белые. Единственным результатом дискуссии стало испорченное настроение Свидлера. Пётр предложил ничью, считая свою позицию подозрительной, но идея Ba6-c4-f7, высказанная Гельфандом, изрядно его расстроила. По крайней мере, так показалось со стороны.

– Я не могу продолжать игру, потому что у белых нет ни малейшего шанса бороться за победу, – оправдывался Гельфанд. – А считать, что шахматист класса Свидлера вдруг начнёт грубо ошибаться, просто некорректно.

А партия, кстати, была довольно интересная. Гельфанд применил новинку (10.е4), Свидлер неплохо отреагировал, получил живую фигурную игру. Гельфанд считает, что ошибся, допустив размен ферзей – идея оказалась не настолько перспективной. Что ж, второе место, за которое сейчас борется израильтянин – отличный результат. Вице-чемпионство – это не только 260 000 долларов, но и гарантированные приглашения на престижные турниры. Надо же думать и о будущем.

Петер Леко мог составить компанию Борису на отметке «плюс один», реализуй он сегодня перевес против Левона Ароняна. Левон признался, что забыл некоторые тонкости избранного дебютного варианта, поэтому и получил плохую позицию. Но Леко тоже сыграл неточно, и чёрным удалось удержать позицию. Рыба.

На пресс-конференции встреченный аплодисментами Ананд умело уклонялся от воздушных поцелуев, приговаривая, что чемпионат ещё не закончился. Это уже превратилось в некую игру. Немного жаль, что шахматисты, представители интеллектуального спорта, менее склонны к остроумным высказываниям и неожиданным обобщениям по ходу соревнования, чем хоккеисты или баскетболисты. Глубокие шахматные идеи доступны единицам (особенно что касается дебюта). Чего остаётся ждать болельщику? – рассказа о психологии борьбы, принятия решений, эмоциях по ходу турнира. В Мексике публику в этом смысле регулярно радует только Свидлер. Другие или не понимают, чего от них ждут, или не видят смысла в удовлетворении зрителей. Подобно российскому футболу, современные шахматы вообще никак не зависят от зрительского интереса.

Кому-то этот разговор кажется беспредметным. Иные, напротив, досадуют, что зрелищность и азарт, органически присущие шахматам, тщательно скрывают от невооружённого взгляда обывателя. Какой нерв найдёт спортивный болельщик в мексиканском чемпионате? Ни одного скандала; ни одного разочарованного участника. Чемпион мира благодушно расстаётся с короной (вспомним, как поступил в похожей ситуации Зидан). Ни один гроссмейстер не заявляет об амбициях. Безоговорочный лидер даже не намекает на то, что ему приятно быть безоговорочным лидером. Чувствуешь себя как на дипломатическом приёме.

Надеюсь, следующий чемпионат мира опровергнет это впечатление. Тот, который пройдёт в ноябре в Москве. По блицу.

Положение участников: Ананд 7.5, Гельфанд 6, Аронян, Крамник и Леко 5.5, Грищук 5, Морозевич и Свидлер 4.5.

В двенадцатом туре, который состоится в четверг, 27 сентября, играют:

Аронян – Гельфанд
Крамник – Леко
Морозевич – Грищук
Свидлер – Ананд


Депрессия, вызванная русской партией


Шансы тают


Пётр Свидлер в окружении поклонников


Острая реакция на упущенные возможности


Любимцы Армении с удовольствием делят третье место


Революция провалилась


Мигель Ильескас в прямом эфире защищает право Крамника на ничью


Впереди ещё столько препятствий


«Плюс четыре» – не повод расслабляться


Вечно этот король путается под ногами