Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно

Дебют для стойких духом

Хампи Конеру идет по следам Каталымова

В эти дни на родине Рустама Касымжанова проходит очередной этап Гран-при ФИДЕ среди женщин. Как вы знаете, Хоу Ифань только что победно завершила матч против чемпионки мира Анны Ушениной, вернула себе звание и теперь может чувствовать себя в полной безопасности до следующего нокаут-чемпионата мира. А тем временем идет уже третий этап серии Гран-при, победительница которой сразится с королевой игры навылет.

Положение на данный день такое. По итогам двух этапов у Анны Музычук 250 очков, у Наны Дзагнидзе 220, а у нашей Тани Косинцевой — 190. При этом 160 зачетных баллов в активе Хампи Конеру, которая после шестого тура делила 1-3 места с Екатериной Лагно и Харикой Дронавалли, первый улов которых был не слишком большим — по 60 гран-единиц. В седьмом туре конкурентки Хампи встречались между собой и сыграли вничью, а перед Конеру стояла задача черными обыграть хозяйку поля Нафису Муминову. Индийская шахматистка славится классическим подходом к игре, и полу-блеф никогда не был ее главным оружием, поэтому ваш автор сильно удивился, когда увидел два первых хода в партии.

Н. Муминова — Х. Конеру

1.е4 с5 2. Nf3 b6!?



Вот так вот! Игнорируя борьбу за центр. Замысел черных прост — они собираются выстроить «ежа», и делают этого без всякого промедления. Но... но ведь атака белых на многих направлениях Найдорфа, Паульсена, схевенингена, Раузера и дракона и так крайне опасна, а в длинных компьютерно-переписочных вариантах черные держатся буквально ход в ход. Неужели сейчас, когда соперник уже готов захватить центр, они могут позволить себе подобное? Поэтому и встречается ход 2...b6 крайне редко, а уж о элите и говорить не приходится. Так кому принадлежит столь творческая идея?

В советской литературе движение пешки «b» на втором ходу в сицилианской защите было принято называть вариантом Каталымова. Удивительное совпадение: совсем недавно на сайте Chesspro.ru вышла очень интересная статья гроссмейстера Адриана Михальчишина, посвященная памяти недавно ушедшего из жизни Бориса Николаевича. Борис Каталымов был учеником Алексея Сокольского, мог и белыми метнуть вперед пешку «b», да только первым ходом и на два поля. Удивительное это было время, когда участники чемпионатов СССР могли играть 1.b4!? или 1.e4 c6 2.d4 d5 3.Nc3 Na6!?, и при этом добивались в своих вариантах отличных практических результатов против мастеров и даже гроссмейстеров.

Ну так вот, Борис Каталымов впервые сыграл печатную партию (понятно, что далеко не все партии советского времени попали в Chess Base), в которой встретилось 1.e4 c5 2.Nf3 b6, против Рашида Нежметдинова в первенстве спортобщества «Спартак» (1963 год). Партнер попался Каталымову горячий, – думаю, Рашид Гибятович после такого вызова считал себя просто обязанным поставить черному королю мат с жертвой как минимум пары фигур. И отреагировал лихим 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Bb7 5.Nc3 a6 6.Bg5 h6 7.Bh4 Nc6 8.Nf5, однако после аккуратного 8...d6 9.Bc4 g6 10.Ne3 Bg7 белые фигуры отошли назад, и возникла сложная позиция с игрой на три результата. Вскоре Нежметдинов подбросил в огонь атаки качество, но его затея оказалась неудачной, и на 28-м ходу Каталымов выиграл.

Партия была опубликована в «Шахматах в СССР», вызвала живые обсуждения, однако играть так всё равно решались немногие. Справедливости ради надо отметить, что все три следующие попытки Бориса Николаевича, попавшие в Megabase (против Васюкова, Эстрина и Лазарева), закончились торжеством блицкрига белых. Но, несмотря на всю опасность положения черных, у казахстанского мастера нашлись последователи, хоть это произошло и не сразу. На турнире молодых мастеров 1978 года один самых перспективных шахматистов СССР Лев Псахис пять раз (!) выходил в вариант Катылымова и набрал два очка. Но при этом трактовка Псахиса несколько отличалась от первоисточника, он развивался путем 1.e4 c5 2.Nf3 b6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Bb7 5.Nc3 d6. На что, если верить комментариям его партии с Александром Панченко, очень сильно 6.Bg5 Nd7 7.Ndb5! Ngf6 8.Nd5 Bхd5 9.eхd5 с большим плюсом у белых, — слабо поле с6. Поэтому Каталымов учил ходить именно 5...а6! Если уж сказал «бэ», то говори и «а»! Так можно перефразировать известную пословицу.

Ходили 2...b6 и иностранцы – Кинтерос, Пеликан, Панно (аргентинский след!), Чокылтя, но их мы к классикам никоим образом отнести не можем. А в 1994-м так внезапно заиграла вся женская сборная Грузии: Чибурданидзе, Иоселиани, Арахамия. Неужели Борис Николаевич проводил сборы с сильнейшей командой прекрасного пола того времени? Правда, после Олимпиады в Москве эксперимент окончился. Но вскоре веяния из Казахстана попали во Францию (уж не усилиями ли Влада Ткачева?). Гроссмейстер Кристиан Бауэр сделал старинный вариант чуть ли не своим главным оружием и сыграл им полсотни партий, при этом сыграл вничью с Карлсеном и Вашье-Лагравом, обыграв в рапид Топалова! Вдохновленный успехом своего товарища по сборной, Этьен Бакро решился так сыграть в 2004-м с Анандом, но тут коса нашла на камень...

А в 2008-м вариант впервые применила сама Конеру и сделала черными ничью с Эльмирой Скрипченко. А потом выиграла три партии, в том числе и эту, такую важную встречу с Муминовой. Так что, может, действительно «уголок Каталымова» вполне жизнеспособен?



Или просто по нему пока не стали бить прямой наводкой сильнейшие аналитики мира? Но это уже вопрос не ко мне, тут разве что Алексей Кузьмин в своей замечательной рубрике журнала «64» ответить сможет...