Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
24 Апреля 2012

Николай Пушков: И я встал, и сказал, что у нас есть команда!

В Азове проходит представительный ветеранский турнир - Открытый Кубок ЮФО. Корреспондент сайта РШФ Дмитрий Кряквин побеседовал с организатором состязания, чемпионом Европы в составе сеньорской сборной России Николаем Пушковым

Имя Николая Викторовича Пушкова известно далеко за пределами Ростовской области. Азовский организатор провел в своем городе множество представительных турниров, стоял у истоков российского клубного движения, создав первый отечественный суперклуб, который выиграл и чемпионат России, и Кубок европейских чемпионов, возглавлял мужскую сборную России на командном чемпионате Европы 1997 года в Пуле. Кроме того, Пушков в 2007 году поддержал «крестовые походы» российских ветеранов за золотыми медалями европейских первенств и несколько раз побеждал в них сам вместе с российской командой.


Николай Пушков за доской в клубе "Ладья"


- Николай Викторович, с чего начиналась шахматная жизнь Азова?

Настоящий подъем начался с 1985 года, когда открылся шахматный клуб «Ладья», в котором мы сейчас и находимся. Мы проводили массу турниров: детские, юношеские первенства вплоть до чемпионатов СССР, состязания спортобщества «Труд», мужские зональные чемпионаты. Запомнился чемпионат РСФСР среди женщин 1988 года, где победила совсем юная мастер спорта Татьяна Степовая. Проводились товарищеские матчи с командами Германии, Болгарии, Дании – все в стенах этого клуба. Это была замечательная традиция тех лет. Азов получил почетное право принимать межзональный турнир чемпионата мира среди женщин 1990 года. В соревновании участвовали 18 шахматисток, и рейтинг-фаворитом была венгерский гроссмейстер Ильдико Мадл. Кажется, столько лет прошло, а она всё выступает за сборную Венгрии и вполне успешно. Пень Чжаоцинь тогда впервые увидел, она еще Китай представляла. Сильный турнир был, сплошные лидеры женских олимпийских команд того времени: Болгарии – Маргарита Войска, Чехословакии – Флюра Ускова и Элишка Рихтрова, Греции – Анна Ботсари, Польши — Агнешка Брустман. Многие из этих фамилий ничего не скажут читателям, но большинство участниц межзонального – 1990 и сейчас, двадцать лет спустя, держат рейтинг 2300-2350, а это показатель. Конечно, сильны были советские шахматистки Ирина Челушкина, Кетеван Арахамия, Светлана Прудникова, а победили 18-летняя Алиса Галлямова и 19-летняя Кетино Кахиани. Так что Азов был важным этапом во взлете Галлямовой на шахматный Олимп.

- А из звезд-мужчин кто здесь играл?

- В 91-м году нам довелось провести шахматный турнир десятой и последней Спартакиады народов СССР, где принимали участие сборные республик. Скажем честно, для Азова это был безумно тяжелый турнир с точки зрения организации: приезжих было очень много, собрались и звезды первой величины, и перспективные молодые шахматисты. Но тот 91-й год в комментариях к своим партиям многие гроссмейстеры вспоминают. Например, открываешь сборник избранных партий четырехкратного олимпийского чемпиона Сергея Рублевского, а там Азов-1991. Кажется, у Байкова и Рогозенко Сергей печатные партии выиграл. И у многих других «грандов» партии этого турнира я находил. Яркое в шахматном смысле соревнование было: молодые Бологан, Серпер, Ненашев (еще не Граф), Харлов, Глек и многие другие сильные и творческие игроки выступали. Но, конечно, наибольшее впечатление на азовчан произвел Александр Белявский. Своей сильной игрой, своим профессионализмом.

- Не в этот ли момент возникла идея создать в Азове суперклуб?

- Недавно мы смотрели бумаги: эта идея вынашивалась с 86-го года, когда команда «Ладья» победила в первенстве Ростовской области. Тогда профком завода "Донпрессмаш" финансировал команду. Мы выезжали на Кубок СССР сборной Азова, но сил пробиться из отборочного дивизиона не хватило. Буквально через год была привлечена вся сборная области: Петрушин, Хлиян, Шевелевич – крепкие советские мастера. Было желание выйти в Высшую лигу, мы играли на предварительных этапах, да все время не хватало какой-то малости. И в конце концов повезло. В 1992 году из-за отказа одной из команд нам досталась путевка, и мы приехали в те самые «Ясные поляны», с которых ты начал свой рассказ про историю клубных первенств. Но до суперклуба не дотягивали, хоть и усилились известным мастером Владимиром Дорошкевичем. Володя здорово выступил на своей доске, и мы сыграли достойно, набрали где-то 50 процентов очков. Турнир был сильным, для нас это был успех. Но аппетит приходит во время еды, и я уже мечтал о большем.

- Начали привлекать гроссмейстеров?

Да. В 94-м году первым из наших «варягов» стал Юра Якович. Остальные – местные шахматисты, в том числе молодой Саша Галкин, будущий чемпион мира до 20 лет. Но опять донской дружине чего-то не хватило. И тут судьба свела меня на турнире в местечке Аманте (Италия) с Сергеем Смагиным. У нас с Сергеем были хорошие отношения на протяжении многих лет. В 91-м году мне повезло, я выиграл очень большой опен «Московская зима». Там было два турнира: один мастерский, а в другом играли кандидаты в мастера - 400 человек! Там-то я и занял первое место. Смагин входил в жюри и помимо первого приза, вручил мне приз за лучшую позиционную партию. С тех пор у нас приятельские отношения. И в Аманте я пожаловался Сергею: так и так, стараюсь собрать команду, а результатов нет. И он, как человек, имевший в шахматном мире большие связи, возглавлявший вторую сборную страны на Олимпиаде в Москве, предложил мне эту самую суперкоманду создать. Именно с его подачи пришли Бареев, Свидлер, Звягинцев – весь наш звездный состав!

- Не так дешево, наверно, это было?

- Нас поддержала администрация области. Вице-губернатор Алексей Хомяков – бывший спортсмен, правда, не шахматист, а баскетболист; но, тем не менее, он проникся этой идеей и помог с финансированием. Но самое смешное, что когда эта грозная и могучая команда была создана, она приехала в Казань в 1995 году и заняла, не поверите, пятое место! В том же самом составе, который через год всех, в общем-то, разнес! То есть россыпь звезд в коллективе еще не означает первого места, если они сыграться не успели. Яркий пример, между прочим: мы считали, что по составу всех сильнее, но оказались даже не вторыми-третьими, а пятыми!

- На следующий год состоялся реванш?

- Да, вторая попытка оказалось удачной, «Ладья» была уже настоящей командой и легко выиграла турнир. Кстати, расскажу интересную историю. В 1996-м чемпионат должен был состояться в Ростове. Мы с Александром Островским исколесили весь город – искали в гостиницах места, но найти их не удалось! И за две недели до турнира было принято решение перенести клубное первенство в Азов. Вот так мы и получили этот исторический турнир.

-Любопытно, а как вышло, что вы возглавили сборную России на командном чемпионате Европы в 1997 году?

Это примерно такая же история, как и у нас в области была за 10 лет до того чемпионата. Все тогда говорили, что команды нет, ехать некому. А я проявил инициативу и сказал: «Команда есть, мы поедем на Кубок СССР!» И со сборной России вышло примерно так же. Тогда у РШФ возникли серьезные финансовые затруднения, хотя возглавлял федерацию серьезный человек – Андрей Макаров. Но в те годы командным чемпионатам Европы не придавалось значения, для нашей страны это было мелко. Чемпионат мира, Олимпиада – куда ни шло. А чемпионат Европы был пасынком, не отправлять туда команду считалось в порядке вещей, и каждый раз такая возможность обсуждалась. Я в то время курировал клубные чемпионаты и на исполкоме федерации заявил: если сборная не поедет, то есть идея сыграть нашей клубной командой – финансирование я обеспечу, люди готовы. Вот так мы попали на командный чемпионат Европы. Турнир оказался трудным; лидеры играли очень здорово, а вот четвертую доску мы никак не могли закрыть и несли там потери, что помешало обогнать победивших англичан.

- Наверное, это тяжело — управлять таким коллективом? Сидят пятеро "звезд", а вам надо сказать одному из них: ты плохо играл сегодня, завтра будешь в запасе!

У нас был в Пуле был дружеский тренерский тандем с Сергеем Смагиным, и мы легко находили общий язык с нашими игроками. Кстати, на мой взгляд, в шахматной команде должны быть не только «нападающие», но и «защитники» — надежные игроки, про которых капитан знает, что в решающий момент они готовы держать черный цвет на критической доске, нивелировать нападающего команды противника. А когда в сборной все нападающие, ей зачастую не хватает плотности, звездный состав может перегнуть палку и потерпеть поражение.

- Как в матче Россия – Индия, когда Свидлер вышел в защиту Уфимцева и оказался заматован?

- Конечно, всё зависит от настроя, физического состояния, нервов каждого игрока. Во времена Пулы-1997 такое было невозможно. Молодой Свидлер был шахматистом со стальными нервами, он великолепно играл за команду, и срывов у него не было. Как и у лидера наших ребят Евгения Бареева. Тогда они вели команду вперед: готовились, играли, снова готовились и выходили выигрывать очередную партию. Все было отлажено, как механизм BMW!

- Кстати, я не знал о том, что у вас был тандем с Сергеем Смагиным. В источниках отражено, что «Пушков повез команду».

Странно, почему так считается. По-моему, я это всегда говорил, ведь то, что касалось профессионально-шахматной части, было возложено на Сергея Смагина, а я занимался организационными вопросами и финансовым обеспечением команды. И с «Ладьей» решения по составу, по участию в турнирах мы с Сергеем Борисовичем всегда принимали вместе. Смагин был везде с нами: и в Азове, и на командном первенстве Европы, и на финале Еврокубка в Казани. Состав был отличный, работать с ребятами приятно, и результаты не заставили себя долго ждать.

Но почему такое хорошее начинание потом сошло на нет?

В 97-м году был грандиозный успех — победа в Еврокубке. И я бы сказал, что после этого достижения, видимо, иссяк «лимит триумфов» маленького города Азов. Наступила черная полоса: разверзлись небеса, и пошли сплошные неудачи в организационных и других делах. И я для себя просто сделал вывод, что, наверное, мы слишком уж замахнулись, потому что до сих пор аналогов этой победе у нас нет. Одно дело, когда за европейское первенство борются мощные центры – республиканские, областные... А маленькому городу оказалось трудно. Потом несколько лет была такая оскомина, что браться ни за что не хотелось. Кончилось вообще всё печально, потому что в 98-м году, когда клубный чемпионат проводился в Майкопе, мы до последнего момента находились в списке. Пытались спасти команду, но чемпион России и Европы так и не поехал на турнир. Увы, вместо 12 команд тогда играло 11. На этом история закончилась. Было так противно, что мы вернулись к клубному движению только в 2006 году.

- Удачно получилось?

- Собрали боевой, дружный коллектив и на удивление всем завоевали путевку в Премьер-лигу, но до нее опять не доехали. Очень жаль, что у шахмат нет такой же поддержки, как у командных видов спорта. Но выступать командой хотелось, а жизнь текла, и в 2007 году я уже достиг возраста сеньоров. Ветеранские турниры – это была моя давняя мечта! Тем более что в Ростовской области была хорошая подборка игроков — костяк будущей ветеранской дружины. И с помощью мэра Азова, тогдашнего президента областной шахматной федерации Сергея Бездольного и нового министра спорта Сергея Горбунова было принято решение послать наших ветеранов на командный чемпионат Европы. Команда представляла наш округ, наш донской регион и называлась «Тихий Дон». Это наш фирменный стиль, можно так сказать.

Насколько я помню, видную роль в «Тихом Доне» играл Виталий Цешковский?

Из ростовчан на тот момент этого счастливого возраста достиг, кроме меня, только Александр Захаров. Петрушин, к сожалению, был слишком молод, ему целого года не хватало. А поскольку играть должны были 4 человека, решили пригласить Цешковского, нашего друга и близкого человека, который, кстати, открывал клуб «Ладья» в 85-м году. Виталий давал сеанс на 28 досках: 3 ничьи, 25 побед, ему очень понравилось тогда в Азове. Еще мы пригласили международного мастера Володю Карасева из Санкт-Петербурга. Четверка поехала на чемпионат Европы и обыграла всех. Должен сказать, что в то время сборной России как таковой не было, играла команда, которая представляла Москву. В той команде были Васюков, Шабанов, Черников, Кременецкий, – они ездили еще до нас и побеждали каждый год. Но нам удалось занять первое место, обыграв команду Васюкова в личной встрече. Вот с этого начиналась для нас история ветеранских команд. Но, правда, на следующий год нам выиграть не удалось, мы уступили сборной Чехии.

Это был тот год, когда чехи призвали под свои знамена всех лучших, кроме Властимила Горта?

Все равно мы были сильнее, обязаны были победить и второе место расценивали как неуспех. Осечка вышла. А потом сборной России помогла беда. Разразился кризис, и обе команды могли остаться за бортом ввиду проблем с финансированием. Тогда я предложил Евгению Андреевичу объединить усилия – создать сборную страны, чтобы хоть одна команда поехала. И вот с девятого года играет сборная России, её состав постепенно меняется. Жаль, нашего лидера Виталия Цешковского не стало... Мы побеждали и уверенно побеждали. Бывало, что выигрывали все матчи. Сейчас победы стали немножко труднее даваться, потому что появились и другие сильные команды в Европе, и известные шахматисты из других стран стали  играть.

- Какие впечатления от встреч со Швейцарией во главе с Корчным?

Самое странное, что кроме Корчного и сербско-югославского шахматиста на второй доске остальные швейцарцы представляют у них очень незначительную силу, но Корчной заставляет их играть, и Швейцария берет медали! Правда, все остальные члены команды при малейшей возможности делают ничью, а Корчной побеждает, и два очка в кармане! Должен сказать, что встрече Виталия Цешковского с Виктором Корчным в 2009 году предшествовал интересный момент. Играли в австрийском городе Вилдене. Россия выступала очень уверенно и хорошо, за два тура до конца мы обеспечили себе первое место, и тут предстояла встреча со швейцарцами. Так вот великий, бескомпромиссный Корчной позвонил нашему капитану Черникову и предложил матчевую ничью! У нас состоялось собрание команды, и мы решили, что против сборной с тремя кандидатами в мастера надо играть. Мы вышли заряженными на борьбу и выиграли 3,5:0,5, а Цешковский блестяще разгромил Корчного во французской защите. Но, выиграв последний матч, швейцарцы всё равно стали вторыми.

- А в этом году победа Васюкова над Корчным просто решила исход матча?

- Евгений Андреевич победил Корчного черными в голландской защите, после чего Виктор Львович не поздравил соперника, а щелчком сбил своего короля, сдаваясь. Забавно, что в этот момент я сидел без фигуры за две пешки. И тут раздался громовой возглас Корчного: «Господин Пушков, в таких позициях играть неприлично!», хоть я и не играл, а сидел и думал. Лидер швейцарцев пообещал сообщить широкой публике об этом инциденте, что вот я без фигуры не сдаюсь, забыв, конечно, про то, как он только что щелчком отправил своего короля в аут. Но это всё можно вспомнить только смеха ради. Тем не менее, Корчной отметил меня – приятно!

- Какие гроссмейстеры могут усилить ветеранскую команду в ближайшее время?

Я думаю, что нашу команду должен усилить, прежде всего, Анатолий Карпов.

Тяжелая артиллерия! Неужели в ветеранских турнирах такая тенденция усиления, что необходим Анатолий Евгеньевич?

- Сейчас в команды приходят шахматисты 50-х годов рождения, на личном чемпионате мира в ноябре прошлого года играли 16 гроссмейстеров, большинство - с хорошо известными фамилиями. А ведь многие бывшие советские гроссмейстеры теперь представляют конкурентов! В последние годы интерес к этим соревнованиям возрос, на чемпионате Европы в этом году играло целых 46 команд! Но тут год на год не приходится, всё зависит от внимания организаторов, потому что эти турниры пока еще проводятся на самоокупаемости, ЕШС к ним отношения не имеет.

- Говорят, обычно призов в этих турнирах немного и их, при случае, не хватило бы на обратный билет?

Первое командное место – полторы тысячи евро. На команду это смешные деньги. Если мы хотим видеть в подобных соревнованиях Тиммана, Хюбнера и других звезд мировой величины — нужен нормальный призовой фонд! Тем более странно, что командные чемпионаты Европы проводятся, а чемпионата мира нет! Я даже с Кирсаном Николаевичем беседовал на эту тему, но дело пока не сдвинулось с мертвой точки. Хорошо бы «приобщить» мировой форум ветеранов к фестивалю Яна Мазуха в Пардубице — это оптимальный вариант. На личный чемпионат приезжают американцы, перуанцы, колумбийцы, бразильцы, а командного турнира нет...

- Каковы перспективы сеньорского движения? Может, мне уже начинать договариваться с какими-то ребятами 1984 года рождения о том, что в 2044-м мы организуем команду и выходим на ветеранский старт?

- 10 лет назад все было в зачаточном состоянии, а сейчас, несомненно, достигнут существенный прогресс. С каждым годом турниры становятся всё сильнее и сильнее, в них всё больше тех, о ком мы привыкли читать в книгах и журналах. Думаю, что к 2044 году ветеранское движение наберет существенную силу. К тому времени уже почти вся сегодняшняя элита будет сеньорами!



← Вернуться назад
Tweet Опубликовать:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.