Он всегда работал в команде
Виорел Бологан и Александр Онищук вспоминают безвременно ушедшего Александра Клепикова
Этим летом скончался Александр Клепиков, основатель и организатор турнира в Пойковском. 11 октября ему исполнилось бы 65 лет. Александра Валентиновича вспоминают гроссмейстеры Виорел Бологан и Александр Онищук.
Дружба с Александром Валентиновичем занимает в моей жизни особое место. В нем было столько позитива, сколько я, наверное, не встречал ни в одном другом человеке. Он очень любил шахматы и шахматистов, и шахматисты его тоже любили. Когда "пойковчане" собираются на разных турнирах, разговор всегда заходит о Валентиныче, его веселых рассказах и интересных историях. Александр Валентинович всегда будет с нами.
11 октября должно было исполниться 65 лет со дня рождения Александра Валентиновича Клепикова – большой души человека. Исполниться-то оно исполнилось - время не остановить, но только уже без именинника. Не стало Валентиныча. Трагическая весть не только для его близких, не только для всего Нефтеюганского района, но и для многих шахматистов, судьба которых, так или иначе, связана с Пойковским.
До сих пор не верится, что этот энергичный, полный сил человек взял и ушел от нас. Вроде, собирался на рыбалку, стало плохо; приехала скорая, стало полегче, но велели отдыхать. Куда там, не в характере Александра Валентиновича сидеть на месте…
Написать про Александра Валентиновича хотелось еще при его жизни, столько хорошего он сделал для шахмат и для шахматистов. Но всегда находилось какое-то более важное, безотлагательное «дело». Но писать всё равно надо: писать, чтобы помнили, писать, чтобы знали, писать, чтобы брали пример.
Пришел же в большие шахматы Александр Валентинович благодаря дружбе с Анатолием Евгеньевичем Карповым. На стыке тысячелетий, после открытия школы имени Карпова в Нефтеюганском районе, Валентиныч задал чемпиону вопрос не в бровь, а в глаз: а существует ли такой турнир, имени Карпова? Нет? Значит, будет!
13 лет проходит в поселке Пойковском традиционный турнир имени Карпова. Из ныне действующих шахматных «вулканов»-круговиков, пожалуй, только Дортмунд и Вейк-ан-Зее постарше будут.
Все гроссмейстеры, приезжающие в Нефтеюганский район, в первую очередь отмечают особую атмосферу турнира, замечательное гостеприимство хозяев, теплоту встречи. А ведь всё это задано энергией и обаянием Александра Валентиновича Клепикова. Он всегда работал в команде, и многие члены той Клепиковской команды продолжают его шахматное дело до сих пор, но мотором всё же всегда был он.
Стоит, бывало, не шевельнувшись, час супротив интересной партии, считает варианты. Нет района, нет семьи, есть только он и шахматы. Иногда только ради одного такого болельщика хочется играть.
Однажды во время 11-го турнира в Пойковском решил я сделать свой очередной фирменный "зигзаг" – смотаться на законный выходной в Тюмень. Навестить Александра Валентиновича, поесть знаменитой окрошки его супруги Людмилы Алексеевны, одним словом, сменить обстановку. Душевный прием, отличное общение, и вот лежу я, раскинув руки, на земле на сибирской, наблюдаю за небом звездным, и чувствую, что готов горы свернуть. Валентиныч сначала удивился, а потом понял: пусть лежит человек, хорошо ему, лето, чай не простудится.
По возвращении в Пойковский выиграл я оставшиеся три партии и поделил первое место с Карякиным.
А состоялась первая встреча с Александром Валентиновичем в его кабинете главы Нефтеюганского района (которым он бессменно руководил более 15 лет) в августе 2000 года. Там же и зародилась первая традиция Пойковского: вручать гонорары участникам в начале турнира, после приветствия и крепкого рукопожатия главы района. Открытая улыбка, бьющая через край энергия: такой человек не мог не понравиться. Казалось бы, всем улыбнулся, всех очаровал и делов-то, зачем еще стараться? Ан нет. Забота Клепикова чувствовалась ежемоментно.
Вкусненького поесть - пожалуйста! Куртку с плеча для замерзающих (кубинцев, бразильцев, чилийцев) - никаких проблем. Партию проанализировать да ход подсказать - конечно же, Валентиныч! Баньку растопить да по-мужски хорошенько посидеть - без Валентиныча никак. И нельзя сказать, что угодник он был такой со светящимся нимбом. Отнюдь. И приложить добрым словом мог, и правду-матку в раз мог рассказать. Как-то решил я блеснуть своим вокалом в караоке. И сидит такой грустный Валентиныч, и кивает в мою сторону: «А Виорел-то не очень…»
Разное было, и веселое, и грустное. Однажды известному гроссмейстеру пришло неприятное известие прямо во время турнира. Я это наблюдал со стороны, поэтому увидел резкую перемену в настроении Александра Валентиновича с весело-зажигательного на мудро-сочувствующее: «Такими парнями не разбрасываются!» И ведь прав оказался. Всё потом уладилось.
Нравилось ему людей удивлять, по-хорошему удивлять. Лучший (на то время) шахматный турнир в России провести не где-нибудь в Москве, а в поселке – пожалуйте! Призовой фонд удваивать, а то и утраивать прямо на закрытии - извольте расписаться; церковь в Чеускино - построил, звезд столичных на день нефтяника? - так эта традиция до сих пор жива! Не мог без дела человек. Всё время был в идеях, в работе. Уважали его в районе.
Если по-житейски смотреть, то вроде бы всё сделал в этой жизни Александр Валентинович: и сына родил, и дочь-умницу воспитал, внуков понянчил, с женой-красавицей душа в душу всю жизнь прожил, на работе горел, на охоте и рыбалке отдыхал, людей любил, память добрую о себе оставил. Только всё равно рано, Валентиныч! 64 года, ведь еще жить да жить…
В материале использованы фотографии сайтов ChessPro, Chessbase.com и из личного архива В. Бологана
← Вернуться назад
Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.