На нашей улице праздник
Впервые в новейшей истории звание чемпионки мира завоевывает российская шахматистка. Отныне – и по меньшей мере до 2010 года – этим титулом будет владеть гроссмейстер Александра Костенюк. Подробности – в экспресс-репортаже нашего корреспондента.
В фойе все еще идет художественная выставка, о которой я рассказывал в одном из первых репортажей. Две картины сдвинуты друг к другу и не требуют пояснений.
В решающей, 4-й партии матча на первенство мира у россиянки Александры Костенюк белые фигуры. Но побеждать ей необязательно. Достаточно сделать ничью - и Саша чемпионка.
Казалось бы, ситуация комфортная. Но сколько раз в подобной ситуации даже опытные игроки попадали в психологическую ловушку. Зажимались, с первых ходов начинали играть на отбой в надежде заполучить заветную ничью. В результате отдавали инициативу, а вместе с ней - и партию.
Верный рецепт, как вести себя в таких ситуациях, известен давно. Надо играть, словно предстоит обычная партия. Ни в коем случае не уклоняться от принципиальных продолжений, смело идти в атаку, если представится такая возможность. Но в то же время держать в уме «соскок» на ничью - если таковой окажется форсированным, стопроцентно гарантированным.
Легко сказать, трудно исполнить.
А что?.. Удачный ход. Все заулыбались, хотя бы чуть-чуть раскрепостились - на самое малое время. Потом, конечно, опять возобладают угрюмые лица. У каждого, кто в этот момент находится в зале, наверное, из головы не выходит результат двух последних партий. Такие голевые моменты упустила Саша! Как бы не получить гол в свои ворота.
Все гадают: что бы это значило? Наверное, китаянка рвется в бой, оттого и пришла с запасом, не смогла усидеть в номере.
Красный, по мысли Альмодовара, - цвет скрытой истерики, нерва, запрятанного внутрь, но готового обнажиться не вовремя и некстати. И в моем кадре, так уж получилось, на коленях делает свою работу Леончо Гарсиа. А вокруг него - только красное.
Я вспоминаю матч двухлетней давности Крамник - Топалов. Тогда на кону тоже стоял титул чемпиона мира, и один из игроков, не будем уточнять, кто именно, отставал в счете. Чем он это объяснил и какие усилия предпринял, чтобы догнать своего противника, лучше не вспоминать. А здесь - все тихо, мирно, спокойно, и кто из девушек сильнее, решается исключительно за шахматной доской.
Несколько минут, пара дебютных ходов - и журналистов, вместе с простыми болельщиками, просят покинуть (пользуясь советским терминологическим аппаратом, можно даже употребить глагол «очистить») помещение. Болельщики переходят в конференц-зал по соседству, но что делать журналистам? Телевизионщики должны снимать картинку, фотокорреспондентам и репортерам работа тоже найдется. Однако - правила одинаковы для всех. И мы уходим.
Что-то тут не так, конечно. Есть определенное недопонимание с обеих сторон: судейского корпуса и журналистского. И это тем более обидно, что пост главного судьи на этом соревновании занимала Жужа Вереци - сама гроссмейстер с многолетним стажем, уважаемый член шахматного сообщества.
Поездка в Нальчик - уже четвертая командировка для вашего корреспондента за последнее время. На двух этапах Гран-при - в Баку и Сочи - журналистам были созданы условия наибольшего благоприятствования. Супертурнир в Пойковском - и там об условиях работы могу отозваться только в самых превосходных тонах. Почему же в Нальчике не получилось?
Искать виноватых - последнее дело. Тем более что турнир уже закончился. А вот урок извлечь надо. Надеюсь, что он будет извлечен. И на следующих крупных соревнованиях, организуемых ФИДЕ, журналисты вновь смогут исполнять свои обязанности в полном объеме - никому не мешая и, разумеется, ничье достоинство не оскорбляя.
Приходят все, от мала до велика. Пожилые плохо знают нотацию, да и слух уже не столь остр, что в молодости. А вот мнение свое по поводу тех или иных ходов аксакалы имеют и не стесняются высказать его прилюдно. Отчего зал больше всего напоминает дискуссионный клуб, где каждый не столько слушает, сколько говорит, и не столько обменивается вариантами, сколько настаивает на своем.
А партия вкатывается в ведомый одной лишь судьбе сюжет. Сперва стремительно, затем все более и более неспешно. Разыграна сицилианская защита - кто бы сомневался, что именно этот дебют изберет Хоу Ифань. Ведь ей надо отыгрываться, а «сицилианка» - идеальная площадка для острой, насыщенной тактическими нюансами борьбы.
Саша Костенюк оказывается на высоте. Двумя-тремя неброскими, но исключительно полезными ходами она гасит зарождающуюся инициативу черных. Позиция успокаивается и выглядит совершенно безопасной.
Тому, что произошло дальше, объяснения у меня нет. Вроде никаких предпосылок для нового обострения игры - и вдруг позиция, что твоя «Воронья слободка», запылала сразу с четырех сторон. Под боем оказались все фигуры - и белых, и черных. Ситуацию усугублял цейтнот. Стало ясно, что исход борьбы может быть любым.
На 39-м ходу Саша могла выиграть партию немедленно, но прошла мимо подвернувшейся возможности. А уже следующим, контрольным 40-м ходом китаянка соорудила хитрющую ловушку. Она оставила под боем центральную пешку. Сперва кажется, что бить ее нельзя, но чуть присмотревшись, создается впечатление, что можно. Зевок? Нет, китайская хитрость! Надо вовремя отдернуть руку: в ответ на взятие пешки черные заготовили совсем неочевидную жертву ферзя, ведущую к выигрышу.
Зал затаил дыхание. Побьет наша шахматистка пешку или не побьет? Хватит ли у Саши выдержки?
Саша отравленную пешку не взяла. А чтобы «команда не волновалась», открыла форточку своему королю. Позиция оставалась сложной, но именно в этот момент я понял: китаянка не выиграет, ни за что не выиграет эту партию.
Значит, пора пробираться в зал, снимать последние мгновения чемпионата мира. Увы: дверь под охраной - очаровательных, но непреклонных сотрудниц службы безопасности. Что же делать?! Признаться, я растерялся. Никогда еще не приходилось коротать время под дверью. И как справиться с возникшей проблемой, представления не имел.
По счастью, мимо проходил Берик Балгабаев, помощник президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова. Он за считанные мгновения «разрулил» возникший на пустом месте конфликт. Репортеры и телевизионные операторы вошли в зал. А еще через мгновение Хоу Ифань протянула сопернице руку, признавая неизбежное.
Ничья, равносильная победе. Есть первая российская чемпионка мира в новейшей истории! Понимая, что через секунду в зале начнется невообразимое, в три прыжка преодолеваю оставшееся расстояние - и успеваю-таки сделать несколько кадров хотя бы в относительно свободном пространстве.
Это не изнанка, это плата. Плата за успех. Усталость, что хочется назвать - смертельной. Нечеловеческое напряжение, что вливается и заполняет тебя целиком - а уходит по капле, по капле.
Стоит оно того? Вопрос сформулирован коряво, зато понятно. Стоит терпеть такие муки ради достижения спортивной цели? Думайте, советуйтесь, решайте.
Это неожиданность, это сюрприз. А вовсе не сам факт поражения.
Следующее фото – чистый сюр.
В ближайшие дни - так и не успеет. Потребуются недели и месяцы. Сколько времени входила в это состояние - столько же придется и выходить.
«Есть бытие; но именем каким его назвать? Ни сон оно, ни бденье; меж них оно, и в человеке им с безумием граничит разуменье», - писал поэт почти два века тому назад.
И пусть читателя не задевает слово «безумие» в процитированном отрывке. Тут не ругань, а преклонение.
Ее время пить шампанское еще не пришло. И придет не ранее чем через два года.
А пока - на нашей улице праздник.
← Вернуться назад
Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.