МИХАИЛ БОТВИННИК
Персона Дня - 17.08.2013
Все этапы его блистательной шахматной карьеры хорошо известны. В 1925 году 14-летний Ботвинник выигрывает у Капабланки в сеансе одновременной игры, а спустя два года, дебютируя в чемпионате СССР, делит 5-6 места и становится мастером. Проходит еще 4 года, и он уже – чемпион СССР (всего он побеждал во всесоюзных первенствах 7 раз). C той поры (в течение трех десятилетий!) Ботвинник – признанный лидер советских шахматистов.
С середины 30-х годов Ботвинник вошел в мировую шахматную элиту. Он вместе с Флором выиграл в 1935 году Московский международный турнир, опередив Капабланку и Ласкера, а спустя год вместе с великим кубинцем стал победителем грандиозного турнира в Ноттингеме, собравшего всех лучших шахматистов мира, в том числе действующего чемпиона мира Эйве и трех экс-чемпионов – Ласкера, Капабланку и Алехина. Этот успех 25-летнего шахматиста с ликованием встречен на Родине, его премирует автомашиной нарком Орджоникидзе, а «Правда» посвящает победе Ботвинника передовую статью. Ботвиннику устраивают в Москве торжественную встречу, его чествуют как героя. Он становится одним из героев страны Советов, образцом для подражания, таким, какими были Валерий Чкалов, Алексей Стаханов или Паша Ангелина…
В знаменитом АВРО-турнире 1938 года он – третий, выигрывает блестящие партии у Капабланки и Алехина. Это дает ему основания начать переговоры с Алехиным о матче на первенство мира. Договоренность достигнута, Алехин готов играть матч, но ему не суждено было состояться – сперва помешала война, затем – неожиданная смерть Алехина.
1948 год. Пять сильнейших шахматистов мира оспаривают шахматную корону в специальном матч-турнире. Ботвинник уверенно выигрывает все матчи и, опередив на 3(!) очка занявшего второе место Смыслова, становится шестым в истории шахмат чемпионом мира. 13 лет он носил это почетное звание, сыграл 6 матчей на мировое первенство. Как никто, он умел делать выводы из неудач, находить неиспользованные резервы. Проиграв в 1957 году матч Смыслову, он на следующий год вернул себе корону, уверенно переиграв грозного соперника. Уступил в 1960 году находящемуся в расцвете сил Талю, но спустя год взял убедительный реванш – 13:8! И лишь поражение от Петросяна в 1963 году стало точкой в его почти 30-летней борьбе за первенство мира – реванши были уже отменены. Но и перестав быть чемпионом мира, Ботвинник еще долго успешно играл в турнирах, демонстрируя, как и прежде, глубину стратегических замыслов, фундаментальную дебютную подготовку, высокую технику эндшпиля, тактическое мастерство.
Спустя годы Тигран Петросян вспоминал, что играть с Ботвинником ему было даже тяжелее, чем с Фишером. «Появлялось очень неприятное чувство неотвратимости. Как-то в разговоре с Кересом я сказал ему об этом и даже сравнил Ботвинника с бульдозером, который все сметает на своем пути. Керес улыбнулся и сказал: «А представляешь, каково нам было с ним играть, когда он был молод?» И Бронштейн говорил о Ботвиннике в том же духе: «Он играл, как бульдозер: шел по центру, и соперники не выдерживали этой его силы умственного напряжения, его энергии. Не выдерживали точности его игры – он будто не фигуры двигал, а вколачивал гвозди в доску!»
Ботвинник был фактическим автором системы розыгрыша первенства мира. Именно он при поддержке шахматной федерации СССР «передал» это звание ФИДЕ – до появления системы Ботвинника титул принадлежал чемпиону, а не организации. Система, которую разработал шестой чемпион мира, просуществовала до середины девяностых годов и фактически умерла вместе с ее создателем.
В течение многих лет Ботвинник руководил юношеской школой, где в разные годы занимались Карпов, Каспаров, Крамник, Балашов, Разуваев, Юсупов, Соколов, Ахмыловская, Иоселиани и другие известные шахматисты. Ботвинник создал свой метод подготовки к соревнованиям, вопросам тренировки и обучал этому своих воспитанников. Будучи доктором технических наук, он много сделал в области создания программ для шахматных компьютеров.
«Несомненно, Ботвинник придерживался классических взглядов на шахматное искусство. Он был достойным наследником великих предшественников – Ласкера, Капабланки и Алехина. В его игре прослеживалась ясная стратегическая идея. По характеру он был исследователем, и в основе его подхода к шахматному творчеству лежал поиск истины». Эти слова Василия Смыслова как нельзя лучше характеризуют Ботвинника-шахматиста. Да, он искал истину за доской и чаще всего находил ее.
До последних дней Михаил Моисеевич Ботвинник работал в клубе на Гоголевском бульваре, который носит сейчас его имя. Патриарх отечественных шахмат скончался в Москве 5 мая 1995 года.
Анатолий Карпов, 12-й чемпион мира:
- Я познакомился с Михаилом Моисеевичем в 1962 году на сборах общества «Труд» в Подольске, где он читал лекцию. Но ближе узнал Ботвинника позднее, когда вместе еще с шестью юными шахматистами стал заниматься в его школе. Он был немногословен, говорил размеренно, вдумчиво, часто поправляя очки одним пальцем. Его уроки были скорее похожи на лекции.
Совершенно ясно, что и довоенные успехи Ботвинника, и завоевание им звания чемпиона мира были колоссальными событиями. Особенно последнее: коронация Ботвинника проходила в День Победы в Колонном зале Дома Союзов и приобрела характер не только спортивный и шахматный, но и общего празднования и ликования. Сам Ботвинник привнес в шахматы очень многое, особенно в плане организации: благодаря ему и президенту ФИДЕ шведу Фольке Роггарду возникла стройная система розыгрыша первенства мира.
Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира:
- «Большое видится на расстояньи…» Ботвинник был человеком железных принципов и на все имел свою точку зрения, установленную раз и навсегда. Спорить с ним, особенно о политике, было бесполезно, но по крайней мере в нашей игре он последовательно и непреклонно отстаивал интересы классических шахмат. Он, в сущности, стал их синонимом. По иронии судьбы, компьютерные программы, за развитие которых так ратовал 6-й чемпион мира, сильно изменили игру. Исчезли доигрывания, шахматы стали быстрее и динамичнее. Но рапид и блиц в матче на первенство мира?! С этим Ботвинник никогда не согласился бы. И сейчас, когда назойливые планы ФИДЕ по «модернизации» шахмат угрожают лишить их исторического статуса интеллектуального эталона игры, долг каждого шахматиста – защитить классическое наследие патриарха.
Владимир Крамник, 14-й чемпион мира:
- С Ботвинником я впервые встретился на школе Ботвинника-Каспарова в 1987 году. Та поездка в Друскининкай для меня очень памятна. Я попал в школу благодаря начальнику почты в Туапсе, который по своей инициативе позвонил как-то Ботвиннику и рассказал обо мне. Михаил Моисеевич не отмахнулся и предложил прислать мои партии. Так я оказался в больших шахматах.
Ботвинник помогал нам, как мог: например, «пробил» мне своим авторитетом пару важных юношеских турниров. Многие говорят о его сложном характере, но к нам он относился очень тепло, доброжелательно, отличался хорошим чувством юмора. В целом Ботвинник — безусловно, позитивная фигура, а главная его заслуга — становление советской шахматной школы, завоевание ею ведущих позиций в мире.