За три тура до конца в Вейк-ан-Зее оказался журналист нашего сайта Марк Глуховский. Читайте его первый репортаж, посвященный десятому туру супертурнира. Говорят и показывают: Владимир Крамник, Алексей Широв, Левон Аронян и Петр Свидлер.
Вейк-ан-Зее: текущие результаты
Вейк-ан-Зее 2007: фоторепортаж
После пасмурной гламурной Москвы проветриваемая насквозь приморская голландская деревушка – самое то. Особенно если ты никогда не бывал в Вейк-ан-Зее, а по красивому заграничному названию представлял себе нечто западноевропейское, красивое и богатое. Действительность проще и лучше. Игровой зал турнира с богатейшей, еще довоенной историей оказался огромным прямоугольным ангаром: красный кирпич снаружи, фотообои внутри. Сюжет обоев - нечто на тему покорения космоса роботами с участием шахматных фигур.
У половины участников опена, которые заполняют ангар до отказа, хочется проверить документы. Окажись здесь московский милиционер – захлебнулся бы слюной. Все, как бы это правильнее выразиться, предельно демократично. Форма одежды – свободная. В вестибюле – дым коромыслом: здесь вам не Америка! Хорошо, потому что на улице особенно не покуришь: мелкий дождь сменяется средним, который в свою очередь сменяется мелким. Иногда ветер ненадолго поднимает дождь над землей, и тогда кажется, что он закончился. Через час понимаешь, что местный дождь, подобно ремонту, не кончается, а лишь приостанавливается чьим-то волевым решением. За дюной, на которую выходят окна главной местной гостиницы (две крепкие звезды), гудит северное Северное море.
Для тех, кто еще не был в этом курортном краю, прилагаю план-схему турнирного зала.
Вейк-ан-Зее 2007
Бумага, акварель
Несложно было бы сделать фотографию, но мне пришлись по душе вывешенные на стене рисунки. В центре композиции вы видите сотни шахматных столиков для игроков открытого турнира. Участники же трех круговых турниров сидят за невысоким барьером у дальней, обильно украшенной стены. Партии передаются на мониторы, у которых толпятся зрители.
Работает местный художник быстро. Вот, к примеру, победа Крамника над Анандом, которая случилась всего несколько дней назад, в шестом туре.
Вейк-ан-Зее 2007, шестой тур
Бумага, акварель
В одиннадцатом туре внимание зрителей и журналистов было вновь приковано к первой мировой тройке. В двух словах было так: Ананд и Крамник играли белыми, давили, но не сумели победить. Топалов черными стоял на победу, но проиграл.
Первой, к моему величайшему удивлению, закончилась партия Ананд-Широв.
Ананд – самый неудобный соперник Широва
Давно известно, что Виши – один из самых неприятных соперников для Алексея. И позиция на доске, и показания часов, и внешний вид гроссмейстеров говорили о том, что старый тезис по-прежнему в силе. Ананд, который на выходе из дебюта получил эндшпиль с лишней пешкой, времени почти не тратил, много гулял по сцене и глазел по сторонам. Такое поведение индийского гения означает обычно, что все посчитано до конца, соперник обречен, волноваться не о чем. Через несколько ходов, когда гроссмейстеры согласились на ничью, журналисты побежали за комментариями к довольному Широву.
Рассказывает Алексей Широв
«Как обычно, я все перепутал в дебюте и попал в очень неприятное положение», - рассказал Алексей. «Не был готов к случившемуся в партии варианту. Эндшпиль получил тяжелый, но Виши сам сыграл неточно (мне кажется, не очень силен перевод слона на d2), он мог поставить передо мной значительно больше проблем».
Я поинтересовались причиной амнистии, ведь раньше Ананд, имея бесплатный перевес, был неподражаем. «Быть может, Виши тоже огорчает дурдом с розыгрышем первенства мира?» – ответил вопросом на вопрос Широв. «Вы же не станете возражать, что с розыгрышем первенства мира творится настоящий дурдом? Раньше я думал, что это огорчает только чувствительных игроков вроде меня, но сейчас думаю, что и Ананд, при внешней невозмутимости, может так реагировать на происходящее». Проверить эту гипотезу у Ананда не удалось – он перед журналистами не появлялся.
Уже через несколько минут в пресс-центре расположились Владимир Крамник и Теймур Раджабов, которые долго и тщательно анализировали завершившуюся вничью партию.
Теймур Раджабов сдержал напор Владимира Крамника
По тому, как анализирует шахматист, по скорости и глубине реакции можно сказать очень многое. Я не раз наблюдал за совместным анализом шахматистов с Каспаровым, и могу назвать только двух игроков, которые хорошо держали удар – Крамника и Морозевича. Сейчас в роли экзаментора выступал Владимир.
Чемпион за анализом партии
Теймур обращается к чемпиону на вы, что совершенно не мешает ему на равных оппонировать за доской. После получасового анализа проявился четкий рисунок партии: пешку Владимир, конечно, выиграл, но вот инициатива у Теймура могла развиться такая, как будто бы он пешку пожертвовал. Крамнику хотелось удержать пешку, но не нравились возникающие позиции: у черных ясный план развития инициативы, а у белых пассивная игра на удержание, которая все равно не приведет к победе. В конце анализа Крамник убедился в правильности своего решения: Раджабов видел все и даже чуть больше.
Соперника Теймур Раджабов уважает, но не боится
После анализа я напомнил Владимиру историю его взаимоотношений со староиндийской защитой. В конце концев, именно усилиями Крамника простой ход b2-b4! стал настоящей пыткой для всех староиндийцев, включая Каспарова. Сегодня из «топовых» гроссмейстеров только Раджабов применяет «старушку» регулярно, и я спросил у чемпиона, почему он отказался от «своего» продолжения. В ответном спиче Владимир очень высоко оценил Теймура вообще и его староиндийскую подготовку в частности. «Я думаю, что он сейчас староиндиец не хуже Каспарова: прекрасно подготовлен, все время подкручивает, отлично чувствует инициативу», – сказал Крамник. Мой коллега тем временем завел с Крамником вечный разговор на тему мотивации, но ничего нового не узнал – да, в турнирах мотивация у Володи не та, что в матчах на первенство мира. Напоследок я поинтересовался у чемпиона, собирается ли он опровергнуть известную формулу «женитьба шахматиста ведет потере ста пунктов рейтинга». «Пока держусь!» – ответил Владимир. «Мне и не женатому удавалось плохо выступать в Вейке. Пока я, напротив, соответствую своему рейтингу и сохраняю шансы на призы».
В принципе, шансов на первое место могло и не быть, доведи Топалов до логического конца свою партию со Свидлером. Свою во многом случайную победу Петр прокомментировал в пресс-центре. Главным лейтмотив анализа были не варианты, а эмоции.
Петр Свидлер приятно удивлен
«Не понимаю, чего там Веселин не увидел?» - удивлялся Петр. А потом, под гогот журналистов, подвел приятный для него итог: «Ну и ладно, в конце концов, единица есть единица!»
Своей победой Петр за два тура до конца возродил турнирную интригу. Этим умело воспользовался Левон Аронян, который вкрадчиво, но убедительно переиграл Сергея Карякина.
У Левона Ароняна свой взгляд на шахматную стратегию
Переиграл, казалось бы, на ровном месте. «Это неправильное ощущение», - говорит Левон. «На самом деле, позиция у черных достаточно неприятная, а размен ладей на с8 – серьезная, если не решающая ошибка». Я заметил, что такая, не очень понятная для простых любителей манера игры вряд ли позволит Левону претендовать на традиционный приз зрительских симпатий (он же конверт с 250 евро), который в Вейк-ан-Зее вручается после каждого тура. «Наверное, но мне приятнее и важнее сыграть партию, которая нравится моим коллегам шахматистам!» – парировал Аронян.
Коллеги не только уважают Левона, но и берут с него пример. Помятуя о недавнем опыте Ароняна, который в Москве обыграл Карлсена в ничейном окончании, Люк ван Вели 49 ходов мучил ребенка в эндшпиле «ладья и слон против ладьи».
Магнус Карслен не сдерживал обуревавших его эмоций
Человек добрый и чувствительный, я не смог дождаться окончания экзекуции и отправился заедать переживания. Шеф-повар местного ресторана знает, как утешить гостя. Старый девиз «размер имеет значение» для него не пустой звук. Едва передвигая ноги, я только в гостинице выяснил, что Магнус устоял. Но, откровенно говоря, было уже все равно.
|