В Краснотурьинске разыгран традиционный «Кубок Северного Урала» – по сути, крупнейший женский шахматный турнир современности. На этот раз победу праздновали Чжао Сю из Китая и представляющая Катарский эмират Чжу Чень. Обе набрали по 6 очков из 9 возможных. По результату личной встречи Кубок достался Чжу Чень. На третьем месте – и это приятная неожиданность – россиянка Наталья Погонина, дебютантка соревнований столь высокого уровня. У нее 5.5 очков.
Счетовод и душевед, а также наш обозреватель Илья Одесский подводит итоги завершившегося турнира.
«В футбол играют 22 человека, а побеждают все равно немцы», – так или примерно так пошутил великий английский форвард Гэри Линекер. С кривой улыбкой получилась шутка. В те годы немцы и впрямь добивались успеха почти в каждом турнире, в котором принимали участие. Вне зависимости от качества игры, погодных условий и травм ведущих игроков команды. Просто выходили на поле, брали, сколько там полагается за победу – два очка или три – и уходили. И всё.
Шахматные болельщики тоже могут вписаться в эту тему. Первую часть фразы каждый сочинит по-своему, зато концовка будет у всех одинакова. «...А побеждают все равно китаянки». И географический перепас в сторону Катара надо уже оставить за скобками. Китаянки – они и в Катаре китаянки. С любыми паспортами, в любых форматах и конфигурациях – в команде, в личном зачете или лично-командном; по круговой системе, в «швейцарках» и «нокаутах»; молоденькие девочки, зрелые женщины, с детьми, с мужьями, незамужние, беременные; с пахучими мазями, без пахучих мазей, на Олимпиадах, чемпионатах мира, коммерческих турнирах, дружеских матчах, у черта на куличках, у себя дома – приходят, садятся за доску, берут первое место и уходят. И всё.
А ты после этого должен сидеть, чесать в затылке и что-то говорить. А что говорить-то?!
* * *
Если читатель ждет от меня удовлетворительного объяснения, почему китаянки вновь оккупировали верхние строчки итогового протокола, то я, в общем, не очень готов. Единственное, что могу сказать: везет сильнейшим. То есть я действительно в это верю. Это не просто слова, не какая-то пустая бессмысленная фраза. Хотя что стоит за этой фразой, какой в ней смысл, честно говоря, тоже не очень понимаю. Даже не знаю, что здесь «курица», а что «яйцо». Спортсмену везет, потому что он реально сильнее, или он реально сильнее, потому что ему везет? Не знаю. Мои мозги на такие философские размышления не натренированы. А вот толкового человека я бы на эту тему с удовольствием послушал.
Вообще, думается, что везение каким-то образом входит в понимание того, что мы называем «классом» спортсмена. Может быть, так было не всегда. Когда-то словосочетание «выиграть на классе» обозначало примерно то же, что и «выиграть за явным преимуществом». Но сейчас, когда мы говорим: «спортсмен выиграл на классе» или «команда выиграла на классе», то подразумеваем противоположное: что спор шел в общем-то на равных, и только в концовке класс одного из соперников сказался. Вот «класс сказался» – это ведь и есть не в последнюю очередь везение, не так ли?!
И не надо рассматривать везение как тупое увесистое орудие. Как такой булыжник судьбы, что со всей дури падает сверху на башку.
«– Вовочка, ты зачем уронил кирпич на директора?
– Ладно, я больше не буду.
– А ему больше и не надо».
Пример. Чжу Чень в последнем туре некорректно пожертвовала фигуру, соперница несколько раз проходила мимо сильнейшей защиты, а затем и вовсе сдала партию в один ход – это что, везение? Да? А я думаю, нет. Китаянка была хозяйкой своей судьбы. И жертву слона начала готовить как минимум за три хода до того – посмотрите партию, сами увидите.
Но то, что в последней партии она, во-первых, получила белый цвет, а, во-вторых, конкретно против Стефановой – вот это, я считаю, везение в чистом виде. На турнире работал замечательный фотограф Вадим Смальков – зайдите на официальный сайт, посмотрите на фотосессию перед началом последнего тура. Нужная нам фотография. Видите? Спиной к нам сидит Чжу Чень, на заднем плане – арбитр Вячеслав Намруев. А прямо на нас смотрит Стефанова... Вы видите это лицо?! Я вообще ничего подобного не помню. Просто готовая иллюстрация к 66-му сонету Шекспира. «Измучась всем, я умереть хочу...»
Это трагическое лицо. Это выражение лица вообще может не иметь отношения к шахматам. А если имеет, то уже не как к игре, а как к чему-то намного большему. На этом лице – катастрофа. И, конечно, сопернице, находящейся в таком состоянии, можно пожертвовать и фигуру, и комплект фигур. И все равно победить. Это не везение. Получить такого соперника в решающий момент турнира – вот это везение.
Напомню расклад перед последним туром. Впереди сразу четверо: две китаянки, Лагно и Погонина. Погонина, за исключением самой первой партии (которая не в счет – Наташа еще просто не вработалась в турнир) в игранных белым цветом поединках набрала 100%. Обыграла Петц, Стефанову, Галлямову и Хоу Ифань. Ничего себе коллекция. Внушает. Но последнюю партию Наташа играет черными – а черными до этого тура она шла 1 из 3. Две ничьи. Причем и эти две ничьи дались непросто. И вот, вместо того, чтобы беленькими бороться за победу в турнире, она 150 ходов (это не преувеличение, так оно и было: 150 ходов; даже 154, если уж совсем точно) как зайчишка убегает от Музычук. А в это время китаянки набирают очки белым цветом.
Везет сильнейшим.
* * *
Что касается каких-то чисто шахматных обобщений по итогам Краснотурьинска, то они, в общем, мало чем будут отличаться от того, что можно наблюдать в мужских турнирах. Игра усложняется и упрощается – и противоречия в этом утверждении нет.
Игра упрощается – не хочется говорить «обедняется», хотя смысл примерно тот же, только с нейтральной окраской. Меньше стало красивых комбинаций, меньше интуитивных жертв. Вообще меньше интересных ходов, увидев которые, поневоле ахнешь. Вот просто ходов на уровне «Ах!» стало меньше. Может быть, повлияло то обстоятельство, что участницы до последнего тура шли очень кучно, и каждая или почти каждая лелеяла надежду на общий успех. Это сковывало. С другой стороны, где ж играть раскрепощенно, как не в частных круговых турнирах? В официальных соревнованиях цена каждого полуочка будет еще выше.
Конечно, были красивые партии. Были очень яркие туры. Но были и туры, во время которых я ловил себя на мысли, что жду не дождусь окончания последнего поединка, чтобы удостовериться, какие изменения произошли в турнирной таблице. Кто поднялся наверх, кто опустился вниз...
Шла большая борьба. Но борьба – не совсем то, чего ждешь от Краснотурьинска.
Вот типичный пример.
Э. ПЕТЦ – ЧЖАО СЮ
(6 тур)
Последний ход черных был g7-g6. Элизабет Петц сыграла 25.de, в ответ на 25...Bxe5 ушла слоном на b1. Вскоре черные разменялись на g3, затем произошли еще размены. Дело кончилось эндшпилем «слон против коня», в котором довольно неожиданно последовало соглашение на ничью. Как показалось многим (в том числе и мне), преждевременно со стороны белых. Пешки на разных флангах, открытая позиция. Можно было помучить соперницу, «проверить документы». Но, может, время поджимало или еще что. Короче – ничья.
И я не собираюсь скрывать, что как болельщику мне эти позиционные тонкости в исполнении Петц и Чжао Сю неинтересны. Совсем! Если захочу поучиться, как реализовывать преимущество слона над конем в спокойном эндшпиле, то, наверное, зайду в онлайн и посмотрю партию Владимира Малахова. Тем более что он в эти же сроки играл «Politiken Cup» в Копенгагене. А у нас XXI век на дворе. Пожалуйста: перенастрой онлайн, и ты уже не в Краснотурьинске, а в Копенгагене. Нет проблем.
Но пока я не в Копенгагене, то конкретно в позиции, изображенной на диаграмме, хотелось бы увидеть ход 25.Bxg6. Честно: не знаю, хороший этот ход или плохой, корректна жертва или она не проходит. Но просто как болельщик я хочу, чтобы этот ход был исполнен!
Кстати, до сих пор не вижу, чем он плох. Закрыться на g7 ладьей не получится: слон-«десперадо» продолжит жертвовать себя на h7, затем шах на h5 и бью ладью на е8. Значит, принимать жертву надо: 25...hg. Тогда 26.Qxg6+ Kf8 27.de Nxe5 28.Qh5. Грозит 29.Ne4. Конь на b6 недвижим. Король раскрыт. Интересно же!
Прошу понять правильно: я никого ни в чем не упрекаю. В конце концов, еще не хватало, чтобы болельщик диктовал игрокам, как им играть. Просто констатирую факт: начиная с какого-то момента результат этой партии интересовал меня куда больше, нежели сам процесс игры.
А хотелось бы – наоборот.
Что касается усложнения игры, то здесь в первую очередь имеется в виду объем информации, который игроки вынуждены перерабатывать, чтобы не проиграть, что называется, «с раздачи». Объем этот чудовищный. Он достиг уже таких размеров, что можно реально тронуться головой, если все это запоминать. А запомнить надо. Причем это касается не только головоломных вариантов (вроде того, что случился в партии Лагно – Галлямова, которую я комментировал в прошлый раз), но и вариантов внешне спокойных и простых.
Вот, к примеру, начало партии Ушенина – Чжу Чень (8 тур): 1.d4 d5 2.c4 c6 3.Nc3 Nf6 4.e3 a6 5.Nf3 b5 6.b3 Bg4 7.Be2 e6 8.0-0 Nbd7 9.h3 Bh5 10.Bb2 Bd6 11.Ne5 Bxe2 12.Nxe2. Казалось бы: ну что в ней такого, в этой позиции? Спинка минтая – и та выглядит интереснее. А вы загляните в базу – какие страсти-мордасти там кипят! Сотни партий, ловушки, мины, тонкости, нюансы... При обоюдном желании позиция может встать на дыбы хоть сейчас: 12...Qc7 13.cd cd 14.Rc1 Qb8 15.Nxd7 Nxd7 16.e4 de 17.d5 0-0 18.de Nc5. Что тут можно понять, где тут место для импровизации? Нет места. Играешь – будто идешь под конвоем, и этот конвой будет сопровождать тебя еще пять, десять, пятнадцать ходов. Шаг влево, шаг вправо – соперник разряжает в тебя всю обойму. Которую он тоже у кого-то одолжил.
12...bc (и это тоже теория) 13.bc 0-0 14.Rb1 Qc7 15.Nxd7 Qxd7 16.Qa4 Rfb8 17.Ba3 Bxa3 18.Qxa3 Qc8.
Вы понимаете, что происходит? Глубокий миттельшпиль, скоро вообще будет эндшпиль; зрители уже посматривают на табло, ожидая, не появится ли результат – а соперницы еще не сделали ни одного своего хода! Впору выйти на сцену и объявить, как в Большом зале консерватории: «Музыка Халифмана-Раджабова-Наера-Онищука... Слова Мовсесяна-Гуревича-Яковенко-Кобалия-Грищука... Исполняет... сводный хор Ушениной и Чжу Чень под управлением Виорела Бологана. Прощание Славянки!»
Позиция на диаграмме и в самом деле хорошо известна в теории. Так, в партии Фридман – Мовсесян (Бундеслига 2005) далее было 19.Nc3 Nd7 20.Qd6 Nb6 21.cd cd 22.Rxb6 Rxb6 23.Qxb6 Qxc3 24.Qb7 Qc8 25.Rb1. Небольшое давление белым постепенно удалось воплотить в очко. Чжу Чень вроде бы исполнила новинку: на 19.Nc3 она ответила 19...h6. После 20.Rfc1 dc 21.Qc5 Nd5 22.Qxc4 Nxc3 23.Qxc3 Rxb1 24.Rxb1 Rb8 25.Rc1 Rb6 26.a4 Qb7 27.Kh2 Rb4 28.Qxc6 Qxc6 29.Rxc6 Rxa4 на доске возник ладейный эндшпиль. Не без приключений черным удалось свести его вничью. Но это детали: эндшпиль, бундеслига, вничью... Факт тот, что девушки – чужими мозгами, можно сказать, чужими руками – довели партию почти до результата.
А где игра? Игры-то нет. Или есть – но это игра взаймы.
Процесс упрощения и одновременно усложнения игры, очевидно, идет параллельно в мужских и женских шахматах – примерно по одним и тем же лекалам. Но с одной существенной оговоркой. В мужских шахматах (по крайней мере, серьезного гроссмейстерского уровня) процент последовательно проведенных партий все же выше, чем в женских. Большой перевес на выходе из дебюта чаще всего означает победу, равенство – ничью. У женщин техника реализации преимущества все-таки пониже. Соответственно, шансов выскользнуть из тисков – побольше.
А. ГАЛЛЯМОВА – Э. ПЕТЦ
(8 тур)
Это, конечно, совсем уж крайний случай. Но этим и показательный. Потому что если в такой позиции результат еще не очевиден, то можно себе представить, что творится в остальных, гораздо более напряженных поединках.
В позиции на диаграмме у белых одна задача: подавить в себе желание немедленно сдаться. Судя по всему, Алиса Галлямова с этой задачей успешно справилась. Задача Петц немногим сложнее: из десятка различных способов выигрыша выбрать наиболее понравившийся. Каковой и воспроизвести.
Не собираюсь тратить ни свое время, ни время читателей на то, чтобы всерьез ковыряться в этой позиции. Отмечу лишь, что самый естественный ход – 25...b4 – наверняка не лучший. Белые в ответ могут пожертвовать фигуру: 26.gf! bc 27.fg – и получить некое подобие контригры. Сложнее подобрать аргументы против 25...f4!? 26.ef Bd6. Уж очень комично смотрится пара на g3 и h3, а остальные фигуры только усиливают это впечатление.
Лиза Петц выбрала какой-то свой, особый путь реализации: форсированный, далеко не простой, но, наверное, ничего по большому счету не портящий.
25...c5 26.Bg2 Ne4 27.Bxe4 fe 28.Nxb5 cd 29.Nxa3 Bxa3 30.ed Qa6 31.d3 Bd6 32.Qe3 Bf4 33.Qh3 Qxd3 34.Rb3 Qxd4 35.Rb7 Bg5 36.Rf1 Rf3 37.Qg2 Ne5.
Эту позицию выиграли белые! Спросите меня, как – не отвечу. Но дам подсказку: пешка а2 натурально прошла в ферзи. Дальше, извините, не могу стучать по клавишам: все-таки немножко смешно. Антракт.
* * *
Наверное, надо сказать несколько слов о победительнице.
Игра Чжу Чень в первых турах производила сильное впечатление. Ей отчаянно не везло: преимущество никак не желало воплощаться в очко. Но качество игры было высоким. Что неудивительно. Напомню, что еще в 2001 году Чжу Чень стала чемпионкой мира – здесь, в Москве, обыграв в финале нашу Александру Костенюк. Последующее сотрудничество сначала с Владимиром Акопяном, а затем с Виорелом Бологаном... в общем, что тут долго объяснять. Понятно, что шахматистка очень высокого класса.
В Краснотурьинске высокая шахматная культура Чжу Чень проявилась в первую очередь в том, как китаянка реагировала на дебютные неожиданности. Если в двух словах – она тратила очень много времени и находила очень приличные решения. У меня создалось впечатление, что хотя на турнир съехалась, без преувеличения, женская шахматная элита со всего мира, поставить перед Чжу Чень неразрешимые задачи соперницы в принципе не могут. То есть на любой поставленный вопрос китаянка реальной работой за доской находила достойный ответ. И получала перевес.
Однако перевес – это еще не победа. И вот тут раз за разом происходило что-то очень странное. Как будто Чжу Чень не имела мотивации, чтобы непременно победить. Это, конечно же, не так. Но из-за внезапно возникавшей апатии качество игры во второй половине партии страдало.
...Долго ли, коротко, а в пятом туре пришла, наконец, первая победа. Абсолютно нелогичная: в эндшпиле без пешки и без малейших шансов на перехват. Соперница (Чжао Сю) все сделала сама. Следом – еще одна победа: уже по-чемпионски, без всяких вопросов она черными обыгрывает Галлямову. Казалось, что победитель турнира определен – с такой игрой соперниц у Чжу Чень просто быть не могло.
Однако финиш ознаменовался рецидивом стартового недуга. Уверенная игра в дебюте (пусть и с непомерным расходованием времени), затем очень странное, явно не ее класса решение – и партия начинает лететь под откос.
ЧЖУ ЧЕНЬ – Э. ПЕТЦ
(7 тур)
1.d4 e6 2.c4 Bb4+ 3.Nd2 Nf6 4.Ngf3 b6 5.a3 Bxd2+ 6.Qxd2 Bb7 7.e3 0-0 8.Be2 Ne4 9.Qc2.
Играют и 9.Qd3 – с тем расчетом, что когда черные проведут f7-f5, белым легче будет ответить тематическим d4-d5. Вот хороший пример: 9...f5 10.0-0 Rf6 11.b4 d6 12.d5! e5 (иначе 13.Nd4) 13.Nh4 Bc8 (угрожал бой на f5) 14.f3 Ng5 15.f4! Ne4 16.fe de 17.Bb2 Qe7 18.Nxf5! (и все-таки!) 18...Bxf5 19.Rxf5 Rxf5 20.Qxe4 Rf8 21.Bd3 g6 22.d6! с победой (Кишнев – Хенрих, Нойвид 1993).
Однако если в ответ на 9.Qd3 черные поменяют план и сыграют не 9...f5, а 9...d5, то ферзь на d3 оказывается расположен не лучшим образом. Поэтому Чжу Чень предпочитает более естественное продолжение.
9...f5 10.0-0 Rf6.
Эта позиция хорошо известна. Причем нередко она возникает с ходом черных – за счет того, что белый ферзь делает не два (d1:d2-c2), а три хода (d1-c2:c3-c2). Возможен, к примеру, следующий порядок ходов: 1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nc3 Bb4 4.Qc2 0-0 5.a3 Bxc3+ 6.Qxc3 b6 7.e3 Bb7 8.Nf3 Ne4 9.Qc2 f5 10.Be2 Rf6 11.0-0, и теперь, скорее всего, 11...Rh6. И даже в этом случае специалисты оценивают ее к выгоде белых. Что уж говорить о позиции с лишним темпом!
11.Rd1 d6 12.d5! c5. Этот ход мне активно не нравится. Смысл его ясен: черные препятствуют Nf3-d4. Если же 12...e5, то реакция белых будет аналогична приведенной выше партии Кишнев – Хенрих: 13.Nh4! Bc8 14.f3 Ng5 15.f4!
И все-таки надо было пробовать 12...Rg6 или 12...Rh6. Пусть неприятельский конь выскочит на d4, но зато наш ферзь в кратчайшие сроки попадает на h4. Если и это не лечит позицию – значит, весь вариант гнилой и играть его нельзя.
13.Nd2 Ng5 (в ответ на 13...ed 14.cd Bxd5 белые с легкостью отыграют пешку путем 15.Bc4 Bxc4 16.Nxe4 fe 17.Qxc4+ и 18.Qxe4) 14.f4 Nf7 15.e4.
Лизе Петц не удалось взять Чжу Чень «на испуг». Белые образцово-показательно решили дебютные проблемы и получили перевес. Фигуры черных отброшены, гармония в их построении отсутствует напрочь.
Петц играет 15...ed. В ответ напрашивается 16.ed. Далее белопольный слон перейдет на d3, чернопольный – на большую диагональ. Конь, скорее всего, найдет себе место на f3, подтянутся ладьи... Не позиция – мечта.
Но Чжу Чень выбирает 16.cd. Еще несколько ходов, и белым впору подумать о спасении: 16...Qe7 17.Bf3 Rh6 18.g3 Nd7 19.ef Qe3+ 20.Kg2 Bxd5! 21.Ne4 Rxh2+! 22.Kxh2 Qxf3 23.Rxd5 Re8 и т.д. Спасение действительно пришло – в муках. Было очень похоже, что черные в эндшпиле упустили победу.
Но не суть важно. Короче говоря, весь турнир китаянка провела с заметными перепадами в игре. Причем непонятного происхождения. И вместо того, чтобы уверенно лидировать, вынуждена была решать спортивную задачу лишь в последнем туре.
ЧЖУ ЧЕНЬ – А. СТЕФАНОВА
(9 тур)
Как я уже писал в начале статьи, жертву фигуры белые планировали загодя. Махнули рукой на ферзевый фланг, конкретно – на пешку а4. (Кстати, последним ходом черные ее как раз и съели.) Другое дело, что если жертва подозрительная, то сколько ее не планируй, она таковой и останется.
26.Bxf7+ Kxf7 27.Qh5+ (конечно, не ради тяжелого эндшпиля: 27.Qxa4 Nxa4 28.Ra1 Nxc3 29.Rxa5 Nxe4 белые затевали эту заваруху) 27...Kg8 28.Nf5 Bf8 29.Re3 Nac4 30.Rf3 Qd7. Вообще-то еще Капабланка, кажется, настоятельно рекомендовал, обороняя короля, менять активные фигуры соперника. Которых в данной позиции у белых раз-два и обчелся.
В этой связи непонятен отказ Стефановой от 30...Nd6. Я прикинул варианты – ничего путного для белых не получилось. Не буду спорить. Возможно, соперницы видели больше.
31.Qg6 Kh8 32.Nxh6 gh. Упуская удобный случай отфиксировать ничью: 32...Qd1+ 33.Kh2 Nd2. От вечного шаха белые могут спастись, лишь опередив соперника: 34.Nf7+ Kg8 35.Nh6+ Kh8. Можно на пару ходов продлить удовольствие: 36.Rxf8+ Rxf8 37.Bxe5 Nf1+ 38.Kg1 Ne3+ 39.Kh2 Nf1+ и т.д.
Тут одно из двух. Либо Стефановой было уже совсем все равно, и она не могла отличить половинку от нуля. Либо, наоборот, ей было не все равно, и она продолжала игру на победу.
Но игра на победу, как вы понимаете, в иных случаях означает и игру на поражение.
33.Rf7 Qxf7 34.Qxf7 Rc8 35.Bh4 Bg7 36.Bf6.
36...Rg8. Как возвещает в таких случаях судья на Уимблдонской вышке: «Гейм, сет, матч и Чемпионский Кубок!»
Безальтернативно было 36...Bxf6 37.Qxf6+ Kh7, и дальше комментатор не нужен. Эта работа как раз для счетно-вычислительной машины. Кофемолка сама расскажет, что произойдет раньше: черная пешка добежит до а1 или белая – до g6.
37.Qg6. Черные сдались.
В заключение хочется сказать два слова о взаимоотношениях Чжу Чень с шахматными часами. На турнире играли с контролем 1,5 часа на всю партию плюс 30 секунд добавки за каждый сделанный ход. Контроль очень жесткий, но для китаянки, скорее всего, спасительный.
Наблюдая за ее игрой в онлайне, я каждый раз ловил себя на мысли, что вспоминаю любимый рассказ Довлатова «Виноград». Помните? В кульминации этого рассказа бригада грузчиков из двенадцати тонн винограда путем нехитрых манипуляций делает восемь. Из восьми – четыре, из четырех – обратно десять и шестнадцать, а из шестнадцати снова пять. И все это – на виду у кладовщицы тети Зины, чья голова была обмотана в жару «тяжелой серой шалью». Чудо, а не рассказ.
Примерно тем же самым, что и грузчики, занималась день за днем подданная эмирата Катар, экс-чемпионка мира Чжу Чень. С завидным постоянством она оставляла себе на все про все десяток секунд, и несведущему болельщику могло показаться, что девушка обречена, как бы ни была в этот момент хороша ее позиция. Но стоило сделать несколько ходов «рукой» (пару ничего не решавших шахов, к примеру), как десяток секунд превращались в две минуты... И, как вы уже догадались, наверное, превращения на этом не заканчивались. Потому что умелыми действиями минуты снова зарывались в песок и снова возникали из небытия. Две минуты – сорок секунд – полторы минуты – три – пятнадцать секунд. И так далее. Нужно иметь молодое и очень здоровое тренерское сердце, чтобы изо дня в день это наблюдать. А болельщику – что?! Веселье.
И еще кое-что я вспомнил. Как 10-летним мальчиком ни в каком не онлайне (тогда и слова-то такого не знали), а просто вживую смотрел партию Геллер – Ваганян из юбилейного, 50-го чемпионата СССР. Где играли – точно не скажу (кажется, в УСЗ «Дружба», но могу и перепутать), а саму партию помню очень хорошо. Ефим Петрович играл белыми и быстро добился перспективного, наверное, даже выигранного положения. Его конь забрался на h7, но не застрял там, а, напротив, в любой момент мог быть обменян на неприятельскую ладью. Сейчас пишу эти строки и сам себе удивляюсь. Партию 1983 года помню до мельчайших деталей, как будто она была вчера! Даже лучше, чем вчера, потому что будь она вчера, вряд ли бы я ее так хорошо запомнил...
Да, Ефим Петрович был хорош. Но вдруг замер. Над одним ходом он продумал что-то около часа, над следующим – немногим меньше. Короче говоря, в районе 15-го хода времени у него уже не было нисколечко! А играли тогда с богатым контролем: 2 часа на 40 ходов или даже два с половиной. И все это богатство Геллер пустил по ветру.
Остальные партии в тот вечер отошли на задний план. Да и сама партия Геллер – Ваганян (то есть оценка позиции, расчет вариантов и т.д.) тоже отошла на задний план. Оставался только один вопрос: успеет Ефим Петрович за несколько секунд сделать все оставшиеся до контроля ходы (более двадцати!) или не успеет?
Успел. И перед тем, как отложить партию, встал, горделиво расправил плечи и прошелся несколько раз по сцене, как манекенщица по подиуму. Знай, мол, наших, мы и не из таких передряг живыми выходили!
Ходы-то он сделать успел. А вот позицию загубил безвозвратно. При доигрывании Ваганян не напрягаясь довел дело до победы.
И вот я думаю: а что, если Илюмжинов, страшно сказать, прав? Прав в своем стремлении изменить классический контроль? Может такое быть или такого в принципе быть не может?
Вроде бы количество времени, отведенное игроку на обдумывание, уменьшилось. Было 2 часа на сорок ходов, потом еще час на двадцать – а сейчас полтора на все про все. Но это если подходить к вопросу формально. А если вникнуть? Настоящим цейтнотчикам – таким, как Геллер, и таким, как Чжу Чень, – им что два часа, что три, что сорок. Ухлопают время как пить дать! Все равно влезут в страшный цейтнот и оставят себе пару секунд на все дела. А если так, то получается, что контроль Илюмжинова даже более гуманен, нежели классический. При классическом контроле уж если влетел в цейтнот, так он тебя накрыл с головой. Время только уменьшается и никогда не прибавляется. А при контроле Илюмжинова время не только уменьшается, но может и прибавляться. Для цейтнотчиков это шанс, и как показывает выступление Чжу Чень – реальный шанс. Даже на первое место.
И еще. А что, если Илюмжинов прав и в своем решении перевести личные чемпионаты и Кубки мира на нокаут-основу?
Давайте еще раз взглянем на ситуацию, что сложилась в последнем туре Краснотурьинска. Четыре претендентки на «золото», у всех поровну очков. Но! Две девушки решающую партию играют белыми, а две – извините, черными. Разница? Разница. При нокауте такого быть не может. Там все партии решающие, и играешь их поровну белыми и черными.
Затем. Две претендентки на «золото» играют между собой (Чжао Сю и Лагно). Третья, Погонина, – с амбициозным середняком. Но еще одна (Чжу Чень) играет с соперницей, которой вообще ничего не надо! И которая может себе позволить пройти мимо очевидного вечного шаха. Почему? Никто не знает. Может быть, просто потому, что ей так захотелось. Имеет право: ее партия, как хочет, так и играет, а если утратила мотивацию, то что ж тут поделаешь. И остальным девушкам остается только локти кусать, наблюдая, как «золотое» очко само идет в руки их прямой конкурентке.
И опять-таки: не может быть такой ситуации при «нокаут»-системе. В нокауте каждый сам кузнец своего счастья. Все решается в твоей партии, здесь и сейчас. Никакая посторонняя воля оказать влияние на твою судьбу не может. Только ты – и противник.
Вот какие шальные мысли лезут в голову. А вы говорите – женские шахматы...
|