Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
15 Сентября 2012

Александр Грищук: Всё хорошо, кроме результата

Один из лидеров сборной России на Олимпиаде в Стамбуле ответил на вопросы корреспондента сайта РШФ Этери Кублашвили

– Какие впечатления оставила эта Олимпиада?

– Противоречивые. С одной стороны, выступление можно считать превосходным – мы набрали 9,5 очков из 11, причем сыграли абсолютно со всеми сильнейшими командами. По всем канонам турниров по швейцарской системе это должно быть первое место. Помню, в Майнце для первого места нужно было набрать 9,5 из 11, но там все-таки играло около 700 человек, a тут - всего 150 команд, то есть по всем «швейцарским» канонам 9,5 из 11 при игре со всеми конкурентами без вопросов должно давать первое место. Поэтому второе место принесло огромное разочарование, да и вообще любое место, кроме первого – это большая неудача. Но это второе я назвал бы просто исключительным случаем, потому что результат – на безоговорочное первое место!

– Сильное разочарование – это была ваша первая реакция, или до сих пор у вас такое устойчивое мнение?

– Нет, у меня абсолютно устойчивое мнение, но другое дело, что, естественно, со временем любые эмоции как-то «замываются», так сказать.

– На своей пресс-конференции Владимир Крамник сказал, что на Олимпиаде никому не гарантировано первое место. Вы с этим согласны?

– Конечно. Ну, гарантии были, когда был СССР, и то мы там, по-моему, пару раз не занимали первое место. А сейчас, конечно, никаких гарантий ни у кого нет.

– А какую партию или матч вы можете назвать самым удачным для вас и в целом для команды?

– Лучший наш матч – с Китаем, в том числе и для меня лично. Мне удалось черными достаточно быстро и уверенно выиграть у Ван Юэ, и команда победила 3:1, а могли выиграть и 3,5:0,5, если бы Крамник дожал Ван Хао: в один момент он мог выиграть. Наверное, это был наш лучший матч. Это к вопросу об удачном матче, а если говорить об «удачливости», то следует назвать матч с Украиной: там нам повезло, конечно. Мы могли с таким же успехом и проиграть, то есть после контроля, я думаю, примерно равные шансы на выигрыш были как у Карякина с Волокитиным, так и у Иванчука с Крамником. Но как-то очень легко удалось и выиграть Карякину, и спастись Крамнику.

 

– А какой из своих партий вы больше всего недовольны?

– С Камским, конечно.

– Как вам удалось восстановиться после неудачного матча с Америкой?

– Судя по нашему матчу с Аргентиной, нам не удалось полностью восстановиться, ведь мы одержали победу над этой командой с огромным трудом. Сборная Аргентины, конечно, команда неплохая, но все-таки не гранд. После матча с США Володя Крамник был очень усталым: видно было, что ему эта партия далась очень тяжело, поэтому решили дать ему отдохнуть. Я спросил тренера: «Мне играть надежней или как-то нагло?», мне сказали: «Надежней»; в общем, я аккуратненько сделал черными ничью, хотя чуть-чуть у меня было опасно. Карякин на второй доске белыми выиграл у Диего Флореса; по идее, он и должен в большинстве случаев выигрывать белыми у Диего Флореса, но тут ему эта победа далась очень легко, очень быстро он выиграл. Томашевский давил с Фельгаером, а Яковенко имел подавляющий позиционный перевес с Сандро Марекой, а дальше... То есть, довольно быстро счет стал 1,5:0,5 в нашу пользу, а дальше начались какие-то чудеса. В какой-то момент соперник Яковенко сделал неожиданный ход 20…dxc4, и Митя почему-то мгновенно, даже не записывая, как мне показалось, ход соперника ответил 21. Bxc4. А если бы он сначала сделал промежуточный ход 21. Rxd8, разменивая ладьи, то белые получали просто подавляющий перевес. Непонятно, что с ним случилось, но он пошел 21. Bxc4 и вместо почти выигранной позиции получил худшую, причем не просто худшую, а еще и с тенденцией к полному развалу. И в это же время Томашевский выпустил весь перевес и сыграл вничью, а у Яковенко постепенно партия стала совершенно проигранной, но в итоге ему удалось удержать тяжелейший эндшпиль, и таким образом мы выиграли у Аргентины. Одним словом, этот матч не тянет под определение, что мы полностью восстановились.

– Вы сыграли подряд с рядом сильных команд. Как, на ваш взгляд, можно было эффективнее завершить турнир, чтобы эта усталость не так сильно влияла на партии? Как можно было сохранить или восстановить силы? Насколько важно присутствие врача в сборной на ответственных соревнованиях?

– Гарантии, наверное, в любом случае нет, но что можно сказать? Прежде всего, сейчас всё стало гораздо сложнее в связи с тем, что нельзя предлагать ничью до 30-го хода, поэтому люди больше устают. Так что я не знаю, какой можно дать универсальный совет. Для нас так сложился турнир, что были просто несравнимо более сильные соперники, чем у любой другой команды. Но такого не будет на каждой Олимпиаде; в общем, вопрос интересный, но, скорее всего, в будущем само собой будет легче.

– Вы сыграли уже много Олимпиад; можете сравнить эту стамбульскую с предыдущими? Как вам работалось с новым тренерским штабом? Какой была атмосфера в команде?

– И тренерский состав был прекрасный, и атмосфера: всё хорошо, кроме того, что не выиграли. В принципе, и раньше в целом чаще всё было нормально, чем нет. Я сейчас не хочу копаться, когда и что было не очень хорошо.

– А есть ли в команде ярко выраженный лидер?

– Лидер именно как игрок, или какой-то харизматический лидер?

– В обоих планах.

– Насчет харизматического сложно сказать, а в плане профессиональном – тут, наверное, можно просто по очкам судить. В начале турнира были одни лидеры – Яковенко и я, которые все партии выигрывали, а после середины турнира, наверное, Карякин.

 

– Что, на ваш взгляд, следует улучшить при подготовке шахматистов к важным командным соревнованиям? Допустим, больше сборов проводить?

– Да нет, необязательно. Разве что, имеет смысл доктора с собой брать, У нас многие на сборах травмировались, на тренировках: у нас - тренер Мотылев, у женщин – Погонина. Но в целом, на мой взгляд, всё отлично.

– А какие у вас планы на ближайшее время?

– Если мне дадут визу, то буду участвовать в Гран-при ФИДЕ в Лондоне, первом этапе нового сезона. Потом Еврокубок в Эйлате.

– Удается полноценно отдыхать между такими серьезными соревнованиями как Олимпиада, Гран-при, Еврокубок?

– Ну, тут как бы я не первый год этим занимаюсь. На сто процентов нет, но это, в общем, не трагично.

– Что для вас лучший отдых?

– Для меня – на диване полежать. Именно в плане восстановления сил для меня лично лучший отдых – это, наверное, ничегонеделанье.

– А каким-то спортом вы занимаетесь, чтобы форму поддерживать?

– Бывает иногда, но не так много. Иногда чем-нибудь занимаюсь.

– Вы по-прежнему успеваете играть еще и в покер?

– С тех пор, как в России покер запретили, я на вопросы по теме «я и покер» публично не отвечаю. Уже не в первый раз говорю: если кого-то просто интересуют вопросы про покер – о том или ином игроке, или о какой-то раздаче, как бы я сыграл в той или иной ситуации, то это без проблем. А на тему «я и покер» я не отвечаю.

– Ясно. А турниры покерные смотрите иногда по телевизору?

– По телевизору вообще не смотрю, потому что у нас в основном какую-то ерунду показывают в плане покера, а в Интернете какие-то английские или американские передачи иногда смотрю. Но, в принципе, довольно редко.

– Александр, спасибо за беседу!



← Вернуться назад
Tweet Опубликовать:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.