Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
24 Июня 2012

Евгений Прокопчук: Мы хотим вырастить новое поколение шахматистов

Международный гроссмейстер и крупный тюменский организатор ответил на вопросы Дмитрия Кряквина



Расскажите, как в Тюмени появился первый гроссмейстер?

– На самом деле, у нас в Тюмени шахматные традиции, с одной стороны, сильны, а с другой – профессиональных шахмат никогда не было. Я начал заниматься в восемь лет, очень поздно по сегодняшним меркам. В детстве больше любил футбол, занимался им довольно серьезно, но в 1990 году занял первое место в первом же серьезном выездном турнире, первенстве России до 14 лет. Союз еще существовал, и первенство России было отборочным к первенству СССР. Получилось, что я сыграл в одном турнире с такими людьми, как Морозевич, Мовсесян, Свидлер, Емелин, Звягинцев. И, наверное, как раз это соревнование, проходившее в Санкт-Петербурге, дало толчок к тому, чтобы все-таки оставить футбол и полностью переключиться на шахматы. В то время в Тюмени была очень хорошая материально-техническая база – большой шахматный клуб в центре города. Как раз в нем в 1993 году и состоялся первый для нашего региона крупный мужской турнир – чемпионат России среди мужчин.

В котором победил Алексей Безгодов?

– Да. Состав участников там был, может быть, не сильнейшим, и Гарри Каспаров отозвался, что это был чемпионат России среди кандидатов в мастера. Вот так, в своем стиле. Но для нас это был серьезный турнир, и с 1993 года в Тюмени начался определенный всплеск развития шахмат. В том же году я играл в составе сборной России на Всемирной юношеской шахматной Олимпиаде до 16 лет, и состав команды практически целиком состоял из шахматистов нашего региона. На первой доске играл Дмитрий Чупров, живший тогда в Кургане, вторую доску занимал я, на третьей был Сергей Гусаков. Сейчас никто его не знает, это тюменский шахматист, который тоже был чемпионом России среди юношей. Четвертым был Максим Туров, а запасным – Александр Мотылев! Мы уверенно заняли первое место. Причем мне тогда удалось сыграть с девятилетним Этьеном Бакро, набрав в соревновании 11,5 из 12. Дима Чупров на первой доске встречался с Сергеем Мовсесяном и Рустамом Касымжановым, Сережа Гусаков - с Левоном Ароняном. Огромное количество шахматистов, которые принимали участие в той детской Олимпиаде, вошли в шахматную элиту или просто стали сильными гроссмейстерами. Дальше, в 1994 году, мне удалось выиграть и первенство России до 16 лет. Интересно, что формат того первенства был таков, что три возраста играли в одном турнире с раздельным зачетом. Но в чемпионате мира среди юношей я выступил не слишком удачно, разделил места с седьмого по одиннадцатое.

А кто вас тренировал в тот момент?

– Это была большая проблема, потому что у нас в Тюмени тренерских кадров и до сих пор нет. Тогда был практически единственный тренер – Юрий Михайлович Новиков, который мне помогал. Но надо было расти, поэтому прибегал к помощи Анатолия Николаевича Терехина, ездил в Пермь и занимался с ним. С благодарностью вспоминаю и Владимира Николаевича Оноприенко, который, к огромному сожалению, в начале июня умер, он тогда осуществлял большую работу в Ноябрьске. Я выступал за клуб «Ямал» в 1995-1997 годах. Можно сказать, был самоучкой, но тогда почти все ребята больше занимались самостоятельно.

Кто играл в вашей возрастной группе?

– Мое поколение стало почти сплошь гроссмейстерским. Это Миша Кобалия, Саша Мотылев, Женя Наер, Володя Малахов, Саша Галкин и Максим Туров. Кто-то, конечно, добился бóльших результатов. Но на периферии пробиться в большие шахматы было очень тяжело. И где-то по окончании школы наступил момент, когда, окунувшись в учебу, я шахматы на время оставил. В 1995 году стал международным мастером, потом два-три года вообще почти не играл, и вернулся лишь значительно позднее.

Тяжелое решение было? Двукратный чемпион страны, сейчас бы современный юноша никогда и не подумал о таком.

– Тогда я смотрел на общее состояние шахмат в регионе, ведь они если и поддерживались, то по остаточному принципу. Наверное, это везде почти так было тогда, что шахматы – это как кость в горле у всех спорткомитетов. Особой перспективы не видел, если честно! Чтобы продолжать заниматься профессионально, нужно было переехать куда-то в центр – в Питер, в Москву. Когда позднее я вернулся, то довольно быстро выполнил норму гроссмейстера, но уже после этого больше в роли организатора выступал.

Именно тогда возникла команда «Газовик»?

– Да, по окончании вуза я устроился работать в «Газпром», и наш начальник Владимир Федорович Крамской активно поддерживал спорт. Тогда был создан хоккейный клуб «Газовик», и учитывая, что есть свой гроссмейстер на предприятии, появилась идея организовать и шахматную команду. Причем изначально думали ее составить из тюменских шахматистов, но нужен был результат, и мы пригласили Мотылева, Ластина, с которыми отобрались в финал. У меня были с ребятами дружеские отношения, и получилась команда единомышленников. Я не могу сказать, что мы получали какие-то огромные деньги, скорее наоборот. Раз в пять меньше, чем «Норильский никель». В финале команда была еще усилена Сашей Онищуком, и мы до последнего тура боролись за победу. Но в решающем поединке случился казус, и в последнем матче с Майкопом проиграли «минус один». Бологан уступил тогда Саше Галкину, а в случае даже ничейного результата занимали бы первое место. Вы освещали этот момент в статьях про командные чемпионаты России. Наша команда просуществовала недолго, но у всех нас остались очень хорошие воспоминания о тех временах. На следующий год мы еще пригласили Эрнесто Инаркиева, он сейчас играет в турнире. Тогда он был действующим чемпионом России до 20 лет. 15-летний Андрей Волокитин за нас сражался. Команда была интересная, молодая, амбициозная. Мы отобрались на Кубок Европы, но по финансовым причинам не смогли поехать, и в тот момент я принял решение команду расформировать. Сейчас о нюансах говорить нет смысла, конечно... Это было трудное решение.

Все эти громкие достижения дали толчок для развития шахмат в регионе?

– В 1998 году у шахматистов Тюмени отобрали шахматный клуб, и в городе не было ни одного заведения, куда люди могли бы прийти и поиграть в шахматы. Существовала только одна детско-юношеская школа, и то она влачила жалкое существование. Поэтому состояние шахмат было плачевным. Как раз созданием команды мы хотели поднять интерес к игре, но этого не произошло. И в 2001-2005 годах в Тюмени было шахматное затишье.


Евгений Прокопчук


Вы работали в тот момент?

– Шахматами занимался в свободное от работы время; может быть, два-три раза в год выезжал на турниры. Но больше уделял внимание работе с молодыми шахматистами. И у нас появилось неплохое поколение ребят: Саша Копылов, который сейчас стал международным мастером, Эмиль Мусакаев. Наша детская команда каждый год ездила на первенство России до 20 лет в Рыбинск и регулярно занимала там призовые места. Победить не удавалось – у нас в Тюмени большая проблема была с девочками. Никак не складывается с ними. А ведь успех команды зависит именно от забойщицы на девичьей доске. В 2007 году я принял предложение Геннадия Яковлевича Шантурова возглавить шахматную федерацию в качестве исполнительного директора. Геннадий Яковлевич у нас самый неутомимый боец!

А Геннадий Яковлевич все это время продолжал сражаться за шахматы, даже в тяжелый период?

– Было по-разному. Он тоже уходил в бизнес, в административную работу. Но, тем не менее, все это время возглавлял шахматную федерацию в качестве председателя, старался по мере своих сил помогать шахматам и финансово, и идейно. Очень много было сделано! Не для профессиональных шахмат, а именно в плане развития массовых, детско-юношеских шахмат в районах юга области. Это работа такая черновая, незаметная. Даже те, кто у нас живет в Тюмени, плохо знают, что творится вокруг, в районах и в области.

И во всех районах играют в шахматы?

– На данный момент практически в каждом мы имеем районные федерации, небольшие шахматные клубы; где-то это отдельные помещения, где-то шахматы существуют на базе Домов культуры. Мы приезжаем туда, проводим сеансы одновременной игры.

Значит, совмещали работу тренера и исполнительного директора?

– Да, в этот момент стал работать с молодыми ребятами в качестве тренера в СДЮШОР № 4. За это время Даниил Юффа у нас стал бронзовым призером чемпионата Европы до 10 лет, Саша Копылов взял серебряную медаль в чемпионате Европы до 18 лет. Результаты были! Ученики и в первенствах России выступали достаточно удачно. Но переход во взрослые шахматы всегда был очень болезненным, у нас шахматисты основной упор делают на учебу. Занимаются до девятого класса, а позже учеба целиком вытесняет все остальное.

Из-за менталитета, а не из-за плохих взаимоотношений со спорткомитетом?

– Нет, со спорткомитетом у нас все нормально, даже в сравнении с соседними регионами. Командируем наших спортсменов на все официальные турниры уже пять лет без сбоев. Кроме того, находим внебюджетные источники, чтобы поддержать ребят. Федерация всегда находит возможность для их командирования.

Конечно, хотелось бы, чтобы взошла новая звезда тюменских шахмат?

– Да, конечно. Я думаю, если бы она появилась, то проще было бы развивать и профессиональные шахматы. Сейчас у нас в городе новый шахматный ренессанс. Буквально 31 мая создали новое учреждение – областной шахматный центр Анатолия Евгеньевича Карпова. Анатолий Евгеньевич избирался в Государственную Думу от Тюменской области и сразу включился в большую работу. Учреждение мы создали буквально в течение полутора месяцев, сейчас налаживаем экономику, определяемся с материально-технической базой.

Это будет отдельное здание?

– Сейчас мы временно будем размещаться в помещении в центре, которое нам предоставил город Тюмень на арендной основе. Но мы уже ищем постоянную площадь, чтобы в будущем начать полноценную работу, с хорошим финансированием.

Насколько я знаю, в Тюмень уже переехал гроссмейстер Искусных?

– Сергея я знаю очень хорошо. Уже говорил о том, что в Тюмени с кадрами и шахматными тренерами ситуация очень напряженная. Учитывая, что сейчас еще и мне пришлось перейти на другую должность, и не будет получаться уделять внимание работе с ребятами, то сразу встал вопрос, кого пригласить в качестве старшего тренера сборной области. Не могу сказать, что у меня было много кандидатур. Рассматривал тех, кто себя зарекомендовал в работе с детьми. И общечеловеческие качества тоже были не на последнем месте. Сергея я знаю очень хорошо и давно. Человек он ответственный, и для меня важно, что это практикующий тренер. На рейтинг смотреть не надо, человек постоянно играет и в курсе всех последних дебютных идей.

Как возникла мысль о том, чтобы спустя 19 лет взять на себя такой ответственный турнир?

– Уже в прошлом году ходили разговоры о том, что РШФ делала такое полуофициальное предложение, но мы не были готовы по разным причинам. Чтобы провести большой турнир, необходимо хорошее помещение. И у нас очень дорогие гостиницы, а в центре города цены многократно выше. В этом году Евгений Ильгизович вышел на нас месяца за три до начала. Было чувство небольшого «мандража»: сумеем или нет. Но затем заработала большая команда: и департамент по спорту подключился, и правительство области, и общественники. Практически за месяц все те нюансы, которые необходимо было учесть, были продуманы и улажены. На мой взгляд, все-таки проводим турнир на хорошем уровне. Но это нужно спрашивать у самих участников. Стараемся решать все те проблемы, которые возникают, и оградить шахматистов от бытовых трудностей, чтобы они могли сосредоточиться на игре.

А была какая-то генеральная репетиция в виде крупного мероприятия?

– Последние два года в ноябре мы проводили круговые турниры с нормой международного гроссмейстера. Соревнование проходило на базе Тюменской областной научной библиотеки имени Дмитрия Ивановича Менделеева. Это тоже центр города, нам отель «Тюмень» помогал в приеме приглашенных участников. Определенный опыт мы уже имели, хотя здесь количество участников несравнимое! Для нашей молодежи это прекрасный шанс увидеть, что такое Большие шахматы. Пять человек с рейтингами от 2700, плюс Халифман, Звягинцев, Хисматуллин, Курносов. 12-13-летние ребята, которые приходят и смотрят, увидят, что, оказывается, в шахматы можно играть не только в Тюмени, а можно стремиться к уровню ведущих шахматистов.

Как вам удалось привлечь зрителей на турнир?

– Это был принципиально важный момент, поскольку часто бывает так, что игровое помещение соответствует всем требованиям со стороны участников, но оно не приспособлено к тому, чтобы болельщики могли вживую наблюдать за игрой. Для нас было очень важно, чтобы именно болельщики в полной мере могли ощутить сам нерв игры. Мы планировали изначально поставить четыре плазмы на первом этаже, чтобы можно было смотреть трансляции, но потом отказались от этой идеи, чтобы болельщики приходили на второй этаж и наблюдали за самим процессом игры ведущих шахматистов. У нас в Тюмени очень большой интерес к шахматам и со стороны ветеранов. 9 мая у нас было мероприятие, посвященное Дню Победы, участвовали более ста шахматистов. Причем средний уровень достаточно высокий. Ветераны приходят, дети, девушки, это тоже очень важно. Бывает, что подруги участников, подруги подруг и так далее. Таким образом, мы включаем в нашу шахматную жизнь все большее количество людей самого разного возраста. Некоторые не умеют играть в шахматы, но приходят потому, что им просто интересно. В Тюмени в последнее время проводились соревнования по биатлону, по дзюдо – мирового уровня, российского. Шахматы – это не менее интересно, а может быть, для кого-то и более.

Сами кому желаете успеха?

– Учитывая, что последние три-четыре года занимался с Даниилом Юффой, очень хорошо знаю его тезку Даниила Дубова. Именно ему симпатизирую, учитывая такой потрясающий старт. Показал, что в 15-16 лет вполне можно бороться за выход в Суперфинал. Я думаю, что для тюменцев будет сигналом к действию то, что молодой парень так здорово играет - на равных, а где-то уже и превосходит тех шахматистов, которые, казалось бы, априори должны играть сильнее его. Отрыв Дани от ребят, которые три-четыре года были с ним на одном уровне, сегодня уже виден невооруженным глазом.

В женском турнире ваши симпатии на чьей стороне?

– Болею за Ольгу Гирю, потому что она наша землячка. Всегда с интересом следил за ее выступлениями. Одна из немногих местных девушек, которая пробилась наверх. Поэтому очень надеюсь на ее успешное выступление, на выход в Суперфинал.

Что ждет тюменские шахматы в обозримом будущем?

– Планы у нас очень большие. Область огромная, и нам важно не замыкаться на самой Тюмени. Да, Тюмень – это областной центр, здесь у нас сборные команды, здесь сильнейшие шахматисты, но мне, как директору нового учреждения нужно, чтобы люди, которые живут в отдаленных уголках Тюменской области, не были оторваны от полноценной шахматной жизни. Есть у нас идея создания детской лиги. Скажем, в волейболе эта идея уже работает. Мы планируем выездные туры на первое время хотя бы в 10-12 районах. Детские команды сначала сыграют в одном районе, через две недели в другом, и так далее. Я думаю, что это наилучший формат с точки зрения развития детских шахмат. Мы хотим в обозримом будущем подготовить общими усилиями шахматистов, которые будут достойно представлять наш регион на соревнованиях всероссийского масштаба. Но это перспектива не одного-двух лет. Тем не менее, такое желание есть, и мы будем привлекать новых специалистов высокого уровня для работы с детьми.

Крупные соревнования будете проводить?

– У нас заложена очень приличная смета на выездные турниры. Практически все этапы Кубка России, этапы детского Кубка. В следующем году мы обязательно возьмем детское первенство УФО. Пройдет уже традиционный международный шахматный турнир имени Дмитрия Ивановича Менделеева. Пока это 10-12 человек, но, может быть, мы расширимся. Уже на 2013 год у нас будет более плотный календарь, конечно, с учетом того, насколько быстро мы сможем переехать в наше постоянное большое помещение. И где сможем самостоятельно проводить турниры такого уровня, как чемпионат России.



← Вернуться назад
Tweet Опубликовать:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.