Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
10 Сентября 2012

Илья Левитов: Надо создавать институт сборной

Председатель Правления РШФ поделился с главным редактором сайта РШФ Владимиром Барским своими впечатлениями от Олимпиады и конгресса в Стамбуле

– На конгрессе были приняты поправки в устав, которые явились компромиссом между позицией ФИДЕ и позицией Каспарова. Правда, я не очень понимаю, кого в данном случае представлял 13-й чемпион мира; видимо, ряд европейских федераций. Насколько мне известно, шли долгие дебаты вокруг этих поправок. В целом, была принята разумная компромиссная версия. Были учтены стремления ФИДЕ поправить свой устав, сделать его более современным документом, и поправки «White & Case» (это юридическая фирма, которая готовила заключение по уставу по просьбе Каспарова). Эти поправки несколько ограничивают стремление ФИДЕ, скажем дипломатично, «переборщить»: они хотели перестараться, но у них не получилось.

Сам конгресс проходил довольно странно. В 10 утра, когда я заходил в зал, мне и другим делегатам выдали бумажку, где была окончательная версия изменений, которые планировалось внести в устав. Какие-то абзацы были вычеркнуты, какие-то вписаны, и ничего понять было невозможно. Макропулос предложил сразу голосовать – мол, чего читать-то?! Но люди возмутились, сказали, что им ничего не ясно. Потом вышел юрист «White & Case», объяснил суть всех этих поправок, и за них проголосовали.

В целом, всё довольно разумно, но описать их одним словом или даже одним предложением невозможно. Это ряд поправок, которые упорядочивают процедуру выборов, предоставления голосов «прокси» и так далее.

Илья Левитов среди делегатов конгресса ФИДЕ

– Каспаров был делегатом от какой-то страны?

– Нет, гостем. Вел себя очень активно; ему предоставили слово, он поднялся на трибуну, а потом сел рядом с Илюмжиновым. Всё это было очень пафосно обставлено – рукопожатия, улыбки, заявления в прессу… Я потом пообщался с Анджеем Филиповичем, и он сказал: «Ты знаешь, я всё это уже видел и слышал – и 20 лет назад, и 10 лет назад» (смеется).

К сожалению, потом я вынужден был уехать, во втором дне работы Генеральной Ассамблеи не участвовал. На Исполкоме обсуждался вопрос проведения в Баку Кубка мира 2015 года и Олимпиады 2016-го. Я не понимаю, как они собираются решать проблему участия армянских шахматистов; очевидно, что Армения играть не будет. А их сборная выиграла Олимпиаду три из последних четырех раз…

– Но ведь в Азербайджане уже проходили в последние годы международные соревнования по другим видам спорта, в которых принимали участие армянские спортсмены?

– Может быть. Но шахматисты туда не поедут, как я понял. На заседании Исполнительного комитета позиция Армении была очень жесткая – нельзя эти соревнования отдавать Баку. Конечно, можно понять и Азербайджан: они активно развивают шахматы и хотят проводить у себя соревнования самого высокого ранга, у них есть несколько высококлассных шахматистов. Но понимаю и армян. Такая патовая ситуация, в которой никто не виноват. Что, армяне не будут участвовать в Олимпиаде? Победители трех последних Олимпиад из четырех? Остается надеяться, что к 2016 году политический конфликт разрулится.

– Какие впечатления от выступления наших сборных?

– Спортивные итоги мне оценивать трудно; всё получилось наоборот по сравнению с тем, как это виделось в день, когда мы играли «матч на 8 досках» с Украиной. После тура казалось, что у женщин мало шансов выиграть, а у мужчин нет шансов не выиграть. У мужчин сыграны все стыковые матчи, и дальше уже по накатанной. А после того как Таня Косинцева не выиграла эндшпиль у Лагно, казалось, что Олимпиаду не выиграть, раз не выигрываются такие позиции.

Что после этого произошло с мужской сборной, сказать трудно. Мне кажется, они просто дико, безумно устали. Ни в коем случае не жалуюсь, но у них действительно был тяжелейший календарь. Мы, начиная со второго тура, играли с очень сильными командами; ни у кого больше такого графика не было. Команда блестяще провела этот отрезок, выиграла все стыковые матчи, кроме поединка с Арменией, и в этот момент казалось, что дальше будет легче. Но тут закончились силы. Когда я был на матче с Америкой, я это просто увидел, почувствовал – особенно у Владимира Крамника и Александра Грищука. Честно говоря, Грищука таким усталым я не видел никогда; меня это поразило. Во время эндшпиля с Камским было видно, что он ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ устал! И Володя играл заметно ниже своего уровня.

У меня нет не то что ни единого слова упрека – я голову готов оторвать каждому, кто посмеет сказать что-то недоброе в адрес этой команды. Упрекнуть их абсолютно не в чем! Действительно, они все отдавались игре, и у них была, как мне кажется, очень дружная атмосфера, они друг другу очень помогали и очень хотели выиграть. Грищук вообще сыграл 11 партий, я еще в Хантах понял, как он хочет выиграть «золото» для России. Безумно жаль, что не получилось.

Очень старался Яковенко, очень старался Крамник, сумел прибавить по ходу турнира Карякин. Надо было видеть, как переживал Томашевский, когда согласился на ничью с аргентинцем, не увидев, что у Мити очень тяжелая позиция…

Церемония награждения мужских команд

Вообще, Олимпиада – это, наверное, самый жестокий турнир в шахматах; по крайней мере, из всего того, что я видел за почти 10 лет. Это самое тяжелое, самое выматывающее соревнование! Ты постоянно должен думать о слишком многих факторах, а не только о своей позиции и своей игре. Нужно помнить о счете в матчах, оценивать позиции товарищей; приходится «насиловать» позицию, если этого требуют командные интересы. И постоянно на каждом лежит очень высокая ответственность. Я был уже на нескольких Олимпиадах, но в первый раз увидел, насколько это адский труд и невероятное напряжение.

– А нашим девушкам, наоборот, на финише улыбнулась удача?

– Удача – это когда деньги на улице находишь. Мне кажется, они в какой-то момент дико разозлились! Наверное, тренеры нашли правильные слова после матча с Украиной. Конечно, если бы китаянки не оступались, то они, наверное, выиграли бы турнир. Но никто же не застрахован от этого. А наши девушки просто разорвали всех в последних турах.

Мне кажется, что доминации Китая в женских шахматах даже близко нет. Мы выглядели никак не хуже, а уж количество позиций, которые мы не выиграли, просто огромно. Думаю, было принято очень удачное решение о том, чтобы послать дополнительно двух тренеров с каждой командой, помимо главного. Мне кажется, по дебюту у двух наших команд за весь турнир не было ни одной плохой позиции.

Надо продолжать работать в этом направлении, надо создавать инфраструктуру сборной. Сейчас недостаточно просто собирать четверых-пятерых хороших ребят и направлять на турнир команду. Нужен и физиотерапевт, и массажист, и доктор – может быть, прямо на месте, на Олимпиаде. Потому что очень высокие нагрузки, надо относиться к этому серьезно. Кому-то, возможно, потребуется психолог или еще какой-нибудь специалист. Надо создавать институт сборной команды. Мы этот процесс начали: упорядочивание контрактной системы, назначение четкой суммы призовых, увеличение количества тренеров.

– Врач ведь уже начал работать с нашими сборниками?

– Да, но там-то его не было! А вот с Арменией, например, ездит физиотерапевт, и ребята очень довольны. Почему-то к 7-8 туру они свеженькие, а мы подустали… Понятно, что если бы наша команда была свежей перед матчем с Америкой, то никаких вопросов бы не было. Мы опережали ближайших конкурентов на два очка, и все основные соперники были пройдены. Мне кажется, в этом заключается наш резерв, и надо его использовать. Олимпиада становится очень серьезным соревнованием, и мы должны не просто догонять конкурентов, но и опережать их по всем направлениям. В чисто шахматном плане мы не лучше других; на Олимпиаде не имеет никакого значения, у кого какой рейтинг. Посмотрите на команду Армении: много лет уже у них очень удачно выступают не самые топовые, скажем так, гроссмейстеры Акопян и Саргиссян. В этом году очень важные два очка принес Мовсесян – выиграл у Грищука и в последнем туре - у Алмаши. Так что нам надо добавлять во всех компонентах подготовки.

Я очень рад за Сергея Рублевского: ему было сложно, конечно, войти в женский коллектив – непростой, как и любой женский коллектив! Он справился, а значит, его назначение оказалось очень удачным решением. Традиции, заложенные Дохояном, живы.

Женская сборная России второй раз подряд выиграла олимпийское "золото"

– Дохоян тоже справился с новой задачей?

– Без сомнения. Юрий Дохоян – профессионал высочайшего уровня. Мне ребята говорили, что атмосфера в команде отличная, что им очень нравится с ним работать. Он жесткий, он принципиальный, для него не существует ничего, кроме первого места. Во время одного из туров я к нему подошел, хотел пошутить как-то, а то он выглядел очень напряженным. Юра на меня так глянул, что я убежал сразу. Этот человек знает и понимает только один результат в спорте – победа. И они к нам придут, я уверен. Конечно, не сразу, но я думаю, он создаст команду, которая много лет будет доминировать. Я очень доволен, что у нас такой тренер.

– Как выглядела Олимпиада с точки зрения организации? Если сравнивать ее с предыдущей, в Ханты-Мансийске?

– Проживание и питание в Ханты-Мансийске были на порядок лучше. В Стамбуле проблема еще заключалась в том, что мы жили рядом с аэропортом, на какой-то стройке, возле огромных контейнеров. Не то что погулять, а просто взгляду негде отдохнуть. А ведь Стамбул – фантастически приятный, красивый, просто сказочный город! Но для проведения Олимпиады выбрали, по-моему, одно из худших мест.

К турнирному залу у меня особых вопросов нет: зал большой, просторный, прохладный. Все играли в одном месте, что тоже важно. Никакой тесноты не ощущалось.

– Вроде бы, вопрос с туалетами решили не самым удачным образом?

– Это правда. И главное, до них было не близко от первых столов, за которыми играла наша сборная. Пока дойдешь, да еще постоишь в очереди, а биотуалеты, понятное дело, не самые эстетичные, запахи там присутствуют… Сходишь туда-обратно – пройдет 5 минут. В этом плане было неудобно.

– Можно ли было во время игры взять кофе или воду?

– Тоже идти надо было далеко. Взять – нет, можно было купить. Что еще? Пресс-центр был хороший, и в целом в плане организации всё было более-менее нормально; к отдельным мелочам, я думаю, придираться не стоит. Но всё равно мне в Хантах понравилось больше: там воздух свежий, и можно было в лесу погулять!


Фотографии Этери Кублашвили



← Вернуться назад
Tweet Опубликовать:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.