Rus | Eng
Вход | Регистрация
Главная | Турниры | Лента новостей | Объявления | О РШФ | Комиссии | Спонсоры | Контакты | Галерея | Архив
Дождь смоет все следы Версия для печати Отправить на E-mail Добавить в избранное
21.07.2008 г.
front.jpgПартии последнего тура завершились вничью, и все остались на своих местах. Дополнительные показатели вывели на верхнюю ступень пьедестала почета Сергея Рублевского. Дмитрий Яковенко – второй, Вугар Гашимов – третий. Алексей Широв формально четвертый, но также принимает поздравления.
Заключительный репортаж Ильи Одесского.

 

 

 

 



Последний тур перенесли на два часа раньше обычного. И надо же – аккурат перед пуском часов в Пойковском, первый раз за все время, полил дождь. Да какой! Можно сказать, что «стало темно, как ночью», но это было бы неправдой: летние ночи здесь белые-белые, до синевы. Скажу без прикрас: стало темно. Налетел ветер, деревья стали сгибаться, а машины – дудеть: наверное, сработала сигнализация.

Дождь усиливался. Тем, кто вовремя не добрался до клуба, приходилось несладко. Но никто не жаловался, наоборот, все были рады. Если такую погоду, да хотя бы через день – можно жить!

«И представил я: город наводнился вдруг веселыми людьми.
Вышли все под дождь, хором что-то пели и плясали, черт возьми!»

Ю. Шевчук

Но игрокам пока что не до песен. Последний тур стартовал, а ясности, кто же станет победителем, нет никакой. Кто-то из Большой Четверки, но кто?



Сергей Рублевский подготовился как мог. Чашка крепко заваренного чая, одноразовые салфетки. Предстояла встреча с крайне неудобным для него соперником – Алексеем Шировым, да к тому же черным цветом. Но отступать было некуда, и Сергей, внешне совершенно невозмутимый, ждал... За окном громыхал гром, крупные капли били по стеклам. Можно было догадываться, что творилось в душе Рублевского. На одной чаше весов – превосходно проведенный турнир, на другой – одна-единственная партия, которая может все зачеркнуть.

На лице – ноль эмоций. Ждет. Совсем скоро все, наконец, выяснится.



Началось! Пущены часы в партии Широв – Рублевский: кульминация турнира «Пойковский-2008». Выигрывает Широв, и он – победитель. Рублевский делает ничью и – при условии, что Гашимов с Яковенко также потеряют минимум по пол-очка – чемпионом становится он.
Сицилианская защита, фирменный вариант Рублевского. В этом варианте он сыграл множество запоминающихся партий, две из них – здесь, в Пойковском. В 2006 году в первом же туре обыграл Бологана. А пятью турами позже – проиграл Пономареву.

До 16 хода соперники повторяют партию Адамс – Морович. Затем Рублевский делает резкий выпад пешкой, нападает на ферзя. Новинка! Широв надолго задумывается. Еще несколько ходов – и белые оставляют без защиты центральную пешку е5. Корректная жертва? Или пробивка «на слабо»? Теперь уже задумался Рублевский. Груз поражений в предыдущих поединках с Шировым давит, заставляя заново проверять и перепроверять варианты. Наконец, решился. Берет пешку! Да еще, похоже, в наилучшей для себя редакции. Опять черед задумываться Широву. Форсированного выигрыша не видно. Напряжение нарастает. Рублевский встает, прогуливается. Похоже, он уверен в своей позиции. Время белых тает на глазах.

Вот это борьба!



Соседний столик. Партия Ван Хао – Гашимов. Вчера Вугар «по заказу» обыграл лидера турнира, Алексея Широва, и сам стал претендентом на общую победу. Для этого надо постараться обыграть черными Ван Хао. Какой дебют выбрать – сицилианку, а, может быть, Пирц? Что-то поострее. Но нет: на доске огнеупорная русская партия. Вугар играет на ничью.

Я болел за него и потому немного огорчен. Совсем молодой парень – и не рискует. Почему не рискнуть, Вугар?! Но он себе не изменяет. Всегда спокойный, всегда рассудительный. Трезво оценил ситуацию – и решил зафиксировать «плюс два» по очкам и прибавку в семь пунктов рейтинга. А чемпионство... Второй этап Гран-при на носу – вот там будет совсем другой разговор.

Но, может, у Ван Хао свое мнение на этот счет? И он постарается сыграть на победу? Посмотрим...



Саша Онищук сыграл 1.d2-d4, а ответа нет. Запаздывает последний претендент на чемпионство Митя Яковенко.

Потом придет – и за пару секунд выстроит на доске тягучий, сугубо позиционный вариант новоиндийской защиты. Расчет понятен: затянуть борьбу, перевести ее в долгоиграющее русло – и наблюдать, наблюдать за конкурентами. На их досках намечается быстрый кризис, а значит, результат будет определен в кратчайшие сроки. И вот тогда на своей доске уже можно будет действовать по ситуации.

И еще один нюанс. Сегодняшний соперник, Онищук, не одержал за весь турнир ни одной победы. Ему хочется поскорей уйти со сцены, завершить турнир и начать готовиться к следующему, на котором можно будет отыграться за все неудачи. Хочется поскорее уйти? – отлично, тогда тягучий, тяжелый для разыгрывания вариант тем более может оказаться кстати: возрастает риск, что соперник «дернется», неоправданно пойдет на форсированный вариант и тем ухудшит свою позицию.

Но Саша терпел. Принял правила игры и терпел. Черные поддавливали, но никаких существенных выгод извлечь не смогли. Пока не смогли...

Тур перевалил за середину. Все еще ничего не ясно. Широв или Рублевский? А, может быть, Яковенко? Или... неужели Гашимов?



Нет, не Гашимов. Когда черные в последний раз выигрывали в русской партии на столь высоком уровне – сразу и не вспомнить. Гашимов хотел сделать ничью. Сделал. И отвалился от борьбы за золото.

А Ван Хао... Все в один голос прочат ему блестящее будущее. Бологан, давая интервью местной телевизионной компании, сказал, что не удивится, если в ближайшем будущем китаец составит конкуренцию Карлсену.

Ближайшее будущее... Каким оно будет – никто не знает. Я бы хотел пожелать только одного: чтобы Вугар и Хао не заболели звездной болезнью или, как говорят в народе, не «схватили звездочку». Не схватят – все у них будет хорошо. Карьера их на подъеме, играют они уже сейчас очень сильно, а будут еще сильнее.

Играть им – не переиграть. Только нос не задирать.

Еще час ожидания – и оформился результат в партии Широв – Рублевский. Тоже ничья, причем показалось, что черные были ближе к успеху. Рублевский, начиная с какого-то момента, полностью контролировал ситуацию, к тому же Широв испытывал привычную на этом турнире нехватку времени. Шансы, шансы... Но... Сергею виднее. Ничья так ничья, и теперь только Яковенко может оставить за собой единоличную победу в турнире.

Близился первый контроль. Положение черных было предпочтительнее, весь вопрос – насколько? Размен, еще размен... ничья? Но что это – Митя, кажется, ставит ловушку!

А. Онищук – Д. Яковенко




Только что поменяны ладьи на поле с3. Боевых единиц на доске почти не осталось. У белых оставались считанные секунды на то, чтобы сделать контрольный ход. Большой соблазн сыграть 40.Ne4, поменять еще и коней, перейти в чистый «разноцвет» – тогда точно ничья.

Не могу ручаться, но почти уверен, что на 40.Ne4 Митя заготовил 40...Bb4! Коня брать нельзя: 41.Nxg5 c2, слона на подмогу уводить тоже нельзя: 41.Ba4 Nxh3. Остается 41.Kd1, а тогда 41...Nf3 – конь метит как на центральное поле d4, так (в некоторых вариантах) и на е1! Шансы на победу становились весьма отчетливыми...

40-й ход. Решающая партия. Онищук берется за коня... и делает ход 40.Nb3. Идея 40...Bb4 вмиг обесценивается (хотя бы из-за 41.d4), поединок, утратив интригу, подходит к концу:

40...Ke7 41.Bg4 Kf6 42.Ke3 Ba3 43.d4 c2 (на 43...Kg6 с идеей f7-f5 белые первыми заряжают 44.f4). Ничья. Вничью завершились и две другие партии в туре, не имевшие большого спортивного значения.

...Еще до начала 9-го тура в это верилось с трудом. Неужели будет сломана одна из самых старых традиций турнира? Ведь сколько мне удалось проследить (если быть точным – до 2003 года включительно), победителю в Пойковском всегда нужно было набирать 6 очков. В этом году хватило 5,5. Впрочем, кому хватило, а кому и нет. У Широва на этот счет наверняка осталось собственное мнение.

Тур окончен. А дождь все не утихает, наоборот, усиливается. Стена воды. Участников сажают в машину, везут в гостиницу – переодеться, привести себя в порядок. Близится торжественное закрытие.



Девушки в национальных нарядах ханты и манси готовятся вручать цветы и подарки.



Зрители на трибунах. В первом ряду – участники турнира. Каждого называют полным титулом, перечисляют все регалии. Участники по очереди встают, поворачиваются лицом к зрителям, кланяются. Каждому – аплодисменты.

На фото: зрителей благодарит Алексей Широв.



Двенадцать стульев. Нет, вру: одиннадцать. Десять участников турнира плюс главный судья Юрий Иванович Лобанов. Его стул сейчас пуст, потому что время объявить официальные итоги соревнования. Это может сделать только главный судья.



Юрий Иванович не просто доволен – растроган. Он сам очень душевный, отзывчивый человек, и ценит это в людях. И не в букете дело – в человеческом отношении.



Группа поддержки.



Наконец, на авансцену вызвали четверку победителей. Но фотоссесия как-то не задалась. Алексей Дмитриевич Широв демонстративно сделал шаг в сторону, да и взгляд направил куда-то вбок, подальше от объективов теле- и фоторепортеров.

То ли хотел подчеркнуть, что формально остался вне тройки победителей (хотя содержательно это не так: очков набрал столько же, сколько и победитель турнира, да и отдельные партии играл просто великолепно). То ли впрямь хотел продемонстрировать свою «отдельность» от остальных. Не знаю. Но сколько кадров ни сделал – все такие, как этот.

Затем призы и подарки стали вручать тем, кто занял места с 5-го по 10-е. А я тихонько подошел к устроителям праздника, попросил: после того, как закончится официальная часть, пусть они вызовут первую четверку еще раз. Попытка – не пытка.

Потом вернулся на свое место, смотрю – остальные репортеры потянулись вслед за мной. Видимо, ни у кого хорошего кадра не получилось.



Михаил Коренман вручает цветы Эмилю Сутовскому. На сибирской Югорской земле. Не артефакт, но все же...



Больше всех аплодисментов досталось почему-то Эрнесто Инаркиеву. Даже не аплодисментов, а какого-то рева со стороны девичьей части зрительного зала. Когда Эрнесто вышел на авансцену за цветами и подарками, я закрыл глаза. Рев стоял такой, что показалось – Киркоров вышел.

Или ласковый май.



Виорел Бологан доволен. Посмортите, какой знатный туесок ему подарили. Небось, с медом таежным. Или кедровыми орешками.

Всех одарили, все получили свою порцию добрых слов и подарков. Церемония подошла к концу. И – спасибо организаторам – они выполнили коллективную репортерскую просьбу, вызвали еще раз четверку победителей.



Итак, слева направо: Алексей Широв, Сергей Рублевский, Вугар Гашимов, Дмитрий Яковенко. Победители турнира «Пойковский-2008».



Потом к фотосессии подключились дети и VIP-персоны. Святое дело – коллективное фото на память.



По дополнительным показателям первое место занял гроссмейстер Сергей Рублевский.



Митя Яковенко – с папой, мамой и братом. Я думал, брат – культурист, оказалось, нет – борьбой занимается. Митиного брата зовут Илья, как и вашего корреспондента. Поэтому мама Мити встала между тезками, загадала желание.

Какое – я не стал спрашивать. Я бы про здоровье загадал. Здоровья всем побольше. А спортивные успехи все-таки на втором месте.

А дальше – как всегда и бывает – началось братание, фотографии по поводу и без повода. В комментариях следующие снимки не нуждаются. Просто у всех хорошее настроение. А еще – банкета ждем, время убиваем.









Потом был банкет. Обычно после каждого турнира остается такое щемящее чувство – еще один кусочек жизни прожит, моложе никто не стал, а постарели – весьма вероятно. Но на этот раз организаторы постарались. Банкет закончился часа в три ночи, а уже в четыре утра надо было грузиться в автобус, ехать в аэропорт. Тут не до рефлексий. Некогда вздыхать – вещи бы успеть собрать и бегом к автобусу.

И только дождь все лил, лил... Брал за душу, как будто хотел что-то сказать, втолковать. Что-то важное. Как подвыпивший собеседник берет тебя за лацканы пиджака, смотрит, смотрит мутно, бубнит что-то нечленораздельное – а ведь хочет сказать тебе что-то такое... Но кроме «ты меня уважаешь?» ничего у него не выходит.

Иногда без слов выходит понятнее. И дождь – не музыка без слов, но разговор без слов. И ты – посредник в этом разговоре.



«Ведь время – тоже дождь, который вечно длится,
Который не щадит ни женщин, ни мужчин.
Он хлещет наугад по крышам и по лицам,
По инею волос и кружевам морщин.

И сколько б ты не жил, в какой бы не был силе,
И кто бы ни склонял тебя на все лады,
И сколько б не вело следов к твоей могиле –
Дождь смоет все следы, дождь смоет все следы».

В. Егоров


 
След. »

Ранее

20 июля Дождь смоет все следы

front.jpgПартии последнего тура завершились вничью, и все остались на своих местах. Дополнительные показатели вывели на верхнюю ступень пьедестала почета Сергея Рублевского. Дмитрий Яковенко – второй, Вугар Гашимов – третий. Алексей Широв формально четвертый, но также принимает поздравления.
Заключительный репортаж Ильи Одесского.

подробнее
21 июня Экскурсия по Сараево с Владимиром Барским

front.jpgВ 1999 году в Сараево состоялся дебют в «высшем обществе» 21-летнего Александра Морозевича, который пригласил меня выступить в роли его секунданта. Помню, необычная архитектура, неторопливый ритм жизни горожан произвели на нас сильное впечатление.

подробнее

Архив

ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031     


© 2006-2007 Российская Шахматная Федерация
Главная | Турниры | Лента новостей | Объявления | О РШФ | Комиссии | Спонсоры | Контакты | Галерея | Архив
Создание сайта: студия Redsoft, 2007
Система управления сайтом: Joomla