Transmenu powered by JoomlArt.com - Mambo Joomla Professional Templates Club

Лента новостей

  • Первенство Сибирского Федерального округа среди ветеранов
  • Чемпионат Новосибирска среди ветеранов
  • Первенство Челябинской области 2007 года среди ветеранов
  • Чемпионат Урюпинска по шахматам
  • Юношеское первенство Санкт-Петербурга
Детско-юношеское первенство Томской области

Завершилось детско-юношеское первенство Томской области по шахматам (второй этап первенства РФ). Как сообшает сайт ШК им. П. Измайлова г. Томкс, медали распределились между учреждениями дополнительного образования следующим образом: 1.ДЮСШ №7 (3 золотых - 1 серебряная - 3 бронзовых) 2. Школа-интернат (3-1-1) 3. ДЮСШ Томского района (1-2-0).4-5. ДЮЦ "Синяя птица" (1-1-0) и "Республика бодрых" (1-1-0). 6. СДЮСШОР "Янтарь" (1-0-2). 7. ГДТДиМ (0-3-2). 8. Кожевниково (0-0-1). Среди тренеров наибольшего успеха достигли: Андрей Белозёров (3-0-0), Валерий Половков (1-0-3) и Сергей Аришин (0-3-2).

 

Авторизация






Забыли пароль?

Экспорт новостей

Главная arrow Турниры arrow Дагомыс, юношеские первенства России arrow Евгений Атаров. Генеалогическое древо
Евгений Атаров. Генеалогическое древо Версия для печати Отправить на E-mail
01.05.2007 г.

В праздничные майские дни Дагомыс вновь стал шахматным центром России. Под крышей ОК «Дагомыс» проводятся турниры сразу трех клубных лиг, одна из которых, Премьер-лига, в полной мере соответствует своему названию - на сегодняшний день это, пожалуй, наиболее представительное ежегодное командное соревнование шахматного календаря. Корресподент russiachess.org Евгений Атаров будет вести ежедневные репортажи с места событий. Предлагаем вашему вниманию вступительную статью.  


«Первого мая в культурно-развлекательном комплексе...» Нет-нет, не так! «Завтра двенадцать сильнейших команд России сойдутся...» Опять что-то не то. Ну-ка, еще раз: «Четвертый год подряд Сочи встречает...» Вечно так: едва приступишь к статье, в голову тут же лезет всякая штампованная дрянь. Помню, когда только начинал кропать свои первые статейки, тертый, еще советских времен редактор наставлял: стартовый абзац – плод тяжелых раздумий над очинкой пера – выкидываем не глядя, второй сокращаем вдвое...


Перед тем как отправляться в Сочи, размышлял я совсем о другом. Странным образом, чуть ли не вся моя судьба в шахматной журналистике оказывалась неразрывно связанной с командными турнирами. Преимущественно российского разлива. Хотя бы в силу возраста, с моей стороны было бы опрометчиво сказать, что я стоял у каких-то там истоков, но что застал солидный кусок современной клубной истории – безусловно. На моих глазах возникали и, увы, безвозвратно рушились маленькие империи, на их руинах или просто на голом месте, создавались новые, шла жесткая, но при этом вполне в рамках правил и взаимного уважения, борьба амбиций, а власть последовательно переходила из рук в руки.


* * *


Сезон «больших призов» в командных соревнованиях был открыт ровно десять назад, весной 1998 года: тогда из рамок заштатного, никому особо не интересного, турнир вдруг шагнул в престижные. Виной тому, как видится, был Кубок России, за год до этого вихрем пронесшийся по десяти шахматным центрам страны и расшевеливший доселе дремавшие амбиции местных руководителей. И сильные команды стали возникать как грибы после дождя.


Казалось бы, зачем, на какие шиши? Денег вечно не хватало, клубы на периферии перебивались с хлеба на воду, – турниры было не на что проводить, при этом большинство гроссмейстеров было готово ехать играть куда угодно и за сколько угодно, – какие уж тут команды. А подишь ты! Условия на первых порах, конечно, были не барские, но все-таки, как и положено, с окладами, с нормальными премиальными, как на Западе. Гонка бюджетов, переманивание друг у друга сильнейших игроков и приглашение иностранного легиона, после чего лига стала сильнейшей в мире – все это было потом. Надо было с чего-то начинать.


А попробуйте, поставьте себя на место руководителя эдакого шахматного колхоза. Если вдуматься, что могло сулить вам содержание кучки профи, сегодня выступающих под вашим флагом, а в другой год, вполне вероятно, уже под другим? Корячится, искать спонсоров, обрисовывая им перспективы несметной прибыли и невероятной силы рекламных рычагов, работающих в шахматах. Проводить огромную организаторскую работу, быть и нянькой и психотерапевтом, день за днем сжигать свои нервы в бесконечных переживаниях, в конечном итоге не получая от тяжелейшей, брезжащей где-то далеко впереди, победы ничего кроме морального удовлетворения. Стоит ли это того?


Поверите ли – стоит! Иначе не было бы упорных, длинною в несколько лет, восхождений, чарующих мгновений триумфа и... непреодолимого желания пройти этот путь еще раз. Как это ни удивительно, в истории российских клубных чемпионатов практически не было команд-однодневок, ярко вспыхивавших и тут же, после первой же неудачи, покидавших сцену. И уж точно не было случайных победителей. Всякий раз то была настоящая династия.


1998

Говорить о каких-то династиях в тот момент было еще рано: несмотря на то, что чемпионат носил пятый порядковый номер, по большому счету, команд со сложившимся составом и своими традициями, было раз-два и обчелся. Ставший годом ранее клубным чемпионом Европы и руководимый Николаем Пушковым «Азов» (с Бареевым и Свидлером в главных ролях) от безденежья как-то незаметно растворился. Страстно желавший занять его место «Татрансгаз» (казанцы тогда целенаправленно собирали под свои знамена сильнейших татарских шахматистов и за компанию пригласили, в частности, Крамника), провалив домашний «финал четырех», определенно потерял в составе, хотя и выглядел наиболее цельным.


Уж не знаю, стояло ли перед Наилем Мухаметзяновым, создателем и вдохновителем той команды, обязательство во что бы то ни стало вернуться домой с золотыми медалями, предпосылки для оптимизма были. Команды-соперницы к тому моменту по настоящему еще не сложились, шахматисты в них не успели притереться друг к другу...


Тот же Свидлер тогда в первый раз играл за уже несколько лет лелеемый Борисом Хроповым питерский «Университет» (долгое время команда оставалась единственной, обходившейся исключительно местными шахматными силами). Первый шаг на большой сцене делал Томск, заполучивший в свои ряды Морозевича, что на многие годы вперед определило лицо клуба. Саша сыграл тогда блестяще, набрав на первой доске 9 очков из 10, а бессменный капитан сибиряков Борис Шайдуллин понял, что дело вполне может выгореть.


Кто еще хотел перейти Казани дорогу? Безусловно, команда хозяев – уже тогда желание принять у себя турнир стало своеобразной заявкой на будущую победу, и что самое смешное, так ни разу и не сработавшей! Аслан Бешуков был, пожалуй, первым, кто решил, что в коллективе не все решают пункты Эло – куда важнее атмосфера, – и не гонялся за звездами, сосредоточившись на главном. С первой попытки не удалось, зато два года спустя...

1999

Адыгейская команда, успев поменять название («Химик») и место дислокации (Белореченск – родной город Бешуковых) в Питере, хоть и заполучила на первую доску Дреева, отнюдь не выглядела фаворитом. Королями ходили хозяева (так и назывались «Петербургские короли») с Халифманом, Сакаевым и компанией, но... как вы уже догадываетесь, оказались они лишь на «бронзовой» ступеньке пьедестала. Симпатично выглядела «Сибирь». Томичи тогда окончательно сформулировали «национальную идею», собрав с бору по сосенке – по одному гроссмейстеру с каждого из сибирских городов – и пригласив на первую доску «варяга» Звягинцева. Пожалуй, именно они выглядели наиболее верным кандидатом на победу.


Знатная вышла рубка – особенно с участием трех главных фаворитов (на подыгрыше выступала еще Казань, уступившая совсем немного каждому из этой троицы), а чемпиона определил просвет в какие-то пол-очка. Южане как дети радовались неожиданно свалившейся на них победе (браво Дреев, набивший 6.5 из 8), а остальные не слишком огорчались: капитаны призеров Бешуков с Шайдуллиным обнялись на закрытии, и Борис Кимыч еще произнес: «Эта победа ваша, следующая – наша!» Эх, только бы знал он, сколько еще до нее...


2000

Томск не стал первым на следующий год в Смоленске, и через год, выступая в родных стенах, и еще через год, и еще... Это был какой-то непрекращающийся кошмар, когда команде, уже, казалось бы созревшей до лаврового венка, каждый раз не хватало совсем чуть-чуть – то в одном месте, то в другом. Видимо, надо было хорошенько настояться, получить нужную выдержку, и уж тогда пальнуть из бутылки обжигающей сладостью победы!


А тогда, в 2000-м «дозрели» питерцы. Ехали без широко провозглашаемых амбиций, без пафоса, впервые изменив заведенному правилу о том, что славу городу могут принести только «свои» – Хропов потом, когда уже все состоялось, назидательно говорил, что петербургские шахматисты, мол, переоценивают собственные силы, а потому их просто необходимо разбавлять приглашенными шахматистами, кои показали себя с самой лучшей стороны.


Да и должно это было когда-то произойти: вряд ли какой-то другой город мог в 90-х годах сравниться с Северной столицей по числу произведенных на свет сильных шахматистов. Да и зря что ли Свидлер свирепствовал на первой доске – 7.5 из 9! Тогда, помнится, даже среди юных смоленских шахматисток разразилась нешуточная конкуренция, кому показывать его партии на демонстрационной доске. Главным же сюрпризом от Бориса Мефодиевича стал... Корчной, сколько-то лет спустя, уж не подсчитать, защищавший честь родного города!


2001

А вот того, что Питер повторит свой успех год спустя в Томске, не ожидал никто. В том числе, и сами чемпионы. Во-первых, за тур до финиша шли они в группе лидеров, но никак не на первом месте, а во-вторых, в чемпионате появился новый фаворит, причем настолько явный, что в победе его перед стартом не сомневался практически никто. Даже хозяева...


На стыке тысячелетий «слово» взял Сергей Смагин – гроссмейстер, тренер (кстати, именно он руководил российской молодежкой на олимпиаде-94 и едва не сотворил со своей ребятней «золотую» сенсацию) и организатор. Найдя поддержку у «Норильского никеля», он создал эдакий шахматный вариант футбольного «Челси», годом позже на еще более мощной финансовой базе повторенный знаменитой мадам Оже. Грищук, Бареев, Звягинцев, Малахов (6.5 из 8)... Команда фактически без слабых мест, где на каждой доске, от первой до последней, играл супергроссмейстер. Такого еще не было! И надо же, именно ее из года в год, железно занимающую первую строчку, будет преследовать какой-то «серебряный рок».


Спустя пару месяцев она с первой же попытки, в Панормо – пусть всего на один год – станет лучшей в Европе, а дома так никогда и не станет чемпионом. Но это будет потом...


Так или иначе, но победителями второй год подряд стали петербуржцы, кстати, как и московские норильчане, получившие серьезную поддержку в лице богатенького «Лентрансгаза». Приход серьезных спонсоров в шахматные команды (через год уже ЮКОС разместил свой логотип на майках «Томска-400», и «Сибнефть», и еще несколько более чем солидных компаний) – главное веяние времени. Это позволило Смагину в Екатеринбурге говорить уже об общей тенденции, а еще через год – после не прекращавшихся скандалов в Тольятти – основать клубную лигу со своим уставом, уставным капиталом и прочая, и прочая.


2002-2003

Два турнира – в Екатеринбурге и Тольятти, – в которых никак не избавится от ощущения дежавю: от старта и до финиша шла гонка между «Норникелем» и Томском, а первое место достается Казани. Нет, боже упаси попробовать назвать подопечных Мухаметзянова случайными чемпионами – команда, ведомая Рублевским, прилагала сил для победы никак не меньше, чем их звездные соперники, но им еще всякий раз сопутствовало везение.


Апофеозом стал случай в 2003 году, когда представители Москвы и Казани на протяжении трех с лишним часов спорили до хрипоты по поводу какого-то «ключевого» результата, а в это время игралась партия Наер – Пигусов из матча «Норникеля» и «Томска». Кто выигрывал, тот делал свою команду чемпионом. Случилась ничья – проиграли оба фаворита. И если для сибиряков очередная осечка на финишной прямой не пошатнула общего состояния, разве что привела к некоторому разладу внутри команды и дальнейшим перестановкам в составе, то для москвичей третье подряд «серебро» имело летальный исход. На свой четвертый сезон она просто не вышла: никелевые короли хорошо разбираются в драгметаллах... 
В успехах казанцев тоже легко проследить победные закономерности. Прежде всего, это ставка на собственных воспитанников и методичное, со знанием дела натаскивание молодняка (взять того же Тимофеева, за последние годы прошедшего длинный путь из глубокого запаса до первых досок). Прибавить сюда еще поддержку крупнейшего банка республики! В конце концов, у каждого чемпиона свой «стиль» – Казань привыкла неожиданно выныривать из-за спин конкурентов, особенно в момент, когда от нее ничего подобного не ждут.


2004

Ну, наконец-то! Борис Шайдуллин и его «Томск-400» завершил самый продолжительный – целых семь лет, аккурат к 400-летию родного города – путь к золотым наградам. Собственно, турнир, который проходил три года назад и пройдет сейчас в Сочи, называется уже несколько по-другому: «Российская шахматная лига» (и то была не только смена вывески).


Вот что значит – традиции. Долготерпению томичей приходилось только поражаться. Казалось бы, один раз попробовали, другой, не получилось – да и бросили эту безнадежную затею. Но только не на тех напали. В какой-то момент стало казаться, что для сибиряков не так важен сам факт победы, сколько поступательное движение (это как кто-то написал про футбольную сборную Бразилии 1982 года, что ей не столько хотелось выиграть Кубок мира, сколько увлекал процесс «ухаживания»). Со временем в дополнение к главной, гроссмейстерской, у них появилась и вторая команда (она начинала с первой лиги и прорвалась наверх), за ней – женская, а сам Томск превратился в один из главных шахматных центров.


И вот, в точном соответствии с законом жанра, именно в тот момент, когда о чемпионстве думалось меньше всего – это превратилось в необременительную привычку, – оно пришло. Не без напряжения, больше как сладость затянувшегося ожидания. Как водится, с блестящим результатом лидера (6.5 из 8 Морозевича) и полной сплоченностью всего коллектива.


2005

А на следующий год... Ну, в общем, не надо было быть гадалкой, чтобы напророчить вторую подряд победу «Томску», что я и сделал. И угадал! Состав чемпион, как водится, усилил, ситуацию же под своим контролем держал не до конца (не пошла игра у Морозевича, зато по полной программе «отработал контракт» новичок томичей, Аронян – 7.5 из 9!) и взобрался на первую ступеньку во многом из-за нерасторопности своих конкурентов...


Хотя ничего себе «нерасторопность»: чтобы вырвать из рук у сибиряков золото, «Макс Вену» Наума Рашковского надо было в последнем туре крупно обыграть Казань. Рубеж, который покорился екатеринбуржцам только на следующий год. Борис Кимыч улыбнулся и, видимо вспомнив Питер-99, так и сказал Науму Николаевичу: «Давайте мы еще разок выиграем, а следующий чемпионат – ваш!» Снисходительность, доступная только сильным.


Шутки шутками, а накал борьбы и плотность состава, оказалась столь велики, что суперновичок – самарский «Термостепс», в котором бок о бок играли такие монстры как Гельфанд, Бареев, Халифман и другие заслуженные товарищи только в последнем туре, чуть ли не в последней партии двух «боковых» команд сумел... сохранить прописку в высшем обществе! Быстро завершив вничью последний матч, они вверили свою судьбу в руки соперников, и стали напряженно ждать. А когда нужный результат на исходе последнего часа был ими «достигнут», Халифман победно вскинул руки, словно второй раз стал чемпионом мира.


2006

Сказано – сделано. Екатеринбуржцы, сменив вывеску (с экстравагантного «Макс Вена» на более привычный «Урал») в полном соответствии с названием – был когда-то такой мощный грузовик – без раскачки стали сминать соперников. Одного за другим! Даже, несмотря на провал Грищука, который из четырех первых партий проиграл три... А вот у «Томска» что-то не заладилось, и потеряв несколько лишних очков, к решающему поединку подошел со слишком серьезным отставанием, и остановить победное шествие уральцев он не сумел.


Король умер, да здравствует король! Остался лишь один вопрос на засыпку: сумеет «Урал» повторить достижения Питера, Казани и Томска, и закрепить свой успех в 2007 году? Прервется ли династия чемпионов или нас ждет новый миропорядок. Вам уже интересно?!
 

 
След. »