Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
27 Сентября 2008

Развивая мечтательность

После основного этапа на турнире случился выходной. В этот сладостный день шахматисты познакомились с чайными плантациями, скульптурами древнего Китая и лучшими образцами местной кухни. Закончился день триумфальной победой на футбольном поле. Репортаж Марка Глуховского.

Когда вы в первый раз собираетесь в Китай, ваша голова, скорее всего, набита разными романтическими глупостями. Моя так точно была набита ими по самый мозжечок. Эти глупости я пестовал и лелеял, и до поездки нарочно не читал ничего в интернете, чтобы впечатления незнакомых мне людей (скорее всего – идиотов) не мешали наслаждаться моментом. На деле все оказалось не так просто.

Нас привезли в хороший отель, но он расположен в самом центре большого индустриального города. Рядом с отелем – элитный жилой комплекс и магазин «Метро». Похоже на Строгино, только последнее все же поживописнее. Никакого моря здесь нет и в помине, до него два часа езды. Еще здесь нет здесь гор, закатов и восходов, чайных плантаций, буддистских храмов, прохладных ручьев и деревянных пагод. Также нет цветов сакуры и лотоса. Нет столпотворения на улицах, живой, разношерстной, непонятной, кричащей толпы. Нет воздуха – обычная смесь бензиновых испарений. Боюсь, терпение читателя закончится раньше, чем я закончу перечисление, чего еще нет в городе Нинбо. В любом случае ясно, что я несколько по-другому представлял это путешествие. Оставался последней шанс. Выходной.

В это день я рассчитывал наверстать. Я понимал, конечно, что все наверстать не удастся, но все же. Выходной наступил, и в десять часов утра наша не до конца проснувшаяся компания погрузилась в уже знакомый автобус марки Toyota. Вместе с нами отправился переводчик и еще несколько человек из числа хозяев поля. Автобус, как нам сказали, должен был вывести нас на озеро. Правда, купаться в этом озере почему-то нельзя. Удивленные, мы оставили в гостинице плавки и полотенца и отправились налегке.

По дороге гид развлекал нас разговорами. По его словам, Нинбо – крупный промышленный центр, в котором живет около 6 миллионов человек. В городе сильна текстильная промышленность, а раз в год проходит какой-то fashion festival. А вот, кстати, кто хочет на шопинг? Желающих мы после экскурсии отвезем на шопинг! Здесь есть прекрасный торговый квартал, в котором можно совершить выгодные покупки! Не решаюсь доверить бумаге, что именно думал я в этот момент. По счастью, мы быстро проехали через индустриальный город с невысокими небоскребами и неширокими площадями, такой современный, ну не знаю – Липецк, что ли. На горизонте показались холмы, и автобус закрутился по серпантину.

Через двадцать минут мы оказались на вершине горной гряды. Нинбо растаял в грязной дымке собственных испарений. Влево и вправо, вперед и назад, на 360, проще говоря, градусов тянулись поросшие чаем холмы. В распадке блестело голубое озеро. Дул свежий ветер. Лица попутчиков разгладились, глаза заблестели. На шестой день нашего путешествия мы приехали, наконец, в Китай. Это была первая остановка.



Все сразу бросились фотографироваться. Даже китайский фотограф решил сфотографироваться, пристроившись между нашими «Косичками» – сестрами Косинцевыми.


 
Вскоре выяснилось, что мы пока не достигли цели своего путешествия. Загрузились в автобус и опять закружились по дороге, пока не попали на пусть небольшой, но горный хребет. Вдали, за тучами показалось Восточно-Китайское море, горы вокруг были по-прежнему засеяны чаем.

Меня всегда интересовало, почему чайные плантации в горах издалека похожи на вельвет. Рисовые – понятно, в рукотворных канавках между полосками стоит вода, но чайные?



Выяснилось, что никаких канавок нет, а просто кусты так – пострижены? – обобраны? – что издалека кажется, будто чай растет волнами.

На плантации тут же устремились шахматисты. Сначала китайские…


 
...а потом – российские.



Наглазевшись на чай, мы двинулись к ближайшей вершине.

Вокруг колыхалось бесконечное зеленое море растущего чая. Строго говоря, сразу после этого можно было посадить меня в самолет и отправить домой – я бы уже считал, что приехал не зря. Но судьба долго готовила подарки, а потом выдала их разом, как бабушка в день рождения. Хотя все и так были счастливы.



Петя Свидлер с книжкой залез на скалу и – даром что петербуржец – смотрелся на ней органично, как Гребенщиков. Си-дя-на-кра-си-вом хол-ме – помните, да? Конечно, молодому поколению все это мало о чем говорит, но на холм залезть все же хочется



Какие-то инстинктивные движения души, я полагаю. Атмосфера Петербурга приучает выросшего в ней человека к неторопливому созерцанию.

Соседнюю скалу облюбовали три грации – Наташа Погонина и сестры Косинцевы.



Ветер, как можно заметить на представленном полотне, весело треплет их челки, как бы играет с ними. Грации довольны и не скрывают.

Насладившись видами, о которых приведенные выше фотографии дают самое бледное представление, мы двинулись вниз. По дороге я пытался вспомнить подходящую цитату, но нашел ее уже в гостинице:

«На кареглазых такие вещи особенно сильно действуют... когда взгляд канает и канает, без остановки... Мечтательность развивается.» Иосиф Бродский, «Мрамор».

Как оказалось, двинулись мы к чайному домику у озера. Вокруг него росли лилии.



Там же шахматистов выстроили для торжественного фотографирования. Женщин, к нашему удивлению, посадили на корточки, мужчин поставили.



Национальный колорит, ничего не поделаешь. Через пару минут мы переместились внутрь, где нас уже ждали – пользуясь случаем, передаю привет коллеге Одесскому – накрытые столы.



Старший тренер сборной России Юрий Дохоян доволен. В первую очередь, он доволен тем, что наши девушки выиграли матч в классические шахматы. Но еще ему нравится зеленый чай с орешками и изюмом.

Женя Алексеев, Миша Кобалия, Наташа Погонина и Женя Томашевский тоже не выглядят разочарованными.



Тем временем Митя Яковенко и Петя Свидлер обсуждает насущное с нашим переводчиком.



Глядя на наши довольные физиономии, расплылись в улыбках китайские друзья.



Уезжать из чайного домика не хотелось, хотя я и понимал, что нас вряд ли оставят здесь на неделю. Пришлось подчиниться, тем более что впереди нас ждали важные каменные истуканы. Ждали давно, начиная с девятого, кажется, века, и неудобно было опаздывать.



Юрию Рафаиловичу истуканы понравились. Своей, подозреваю, строгостью, убедительностью и надежностью.

Меня больше порадовали представители животного царства.


 
Этот котопес купил меня своим характером. А лошадка – покорностью судьбе.



Судьбе, как турок иль татарин
За все я ровно благодарен
У бога счастья не прошу
И молча зло переношу.


Под этими словами Михаила Юрьевича думаю, подписался бы и этот каменный господин.



В номинации архитектурной первое место заняла изящная каменная арка, тоже бог весть в году каком выстроенная.



Впечатлений было уже много, когда нас повезли на озеро, в котором нельзя купаться. На берегу обнаружился ресторан. Из окна ресторана открывался вид.



Еще более впечатляющий вид открывался внутри.



Китайская кухня замечательно нарядная. Но зачастую за всей это красотой прячется что-то малосъедобное, во всяком случае, на мой малороссийский вкус. Мне уже дня четыре отчаянно хочется борща. Но это шаг в сторону, вернемся в ресторан на берегу озера. В нем мы наблюдали замечательное соответствие между внешним видом блюда и его внутренним содержимым. Это была такая гармония, о которой мечтали великие утописты. На столе постоянно появлялись новые блюда, пропустить которые было грешно. Мы ломали клешни крабам, хлебали черепаший суп, жевали молодую кукурузу, закусывали копчеными миногами, пробовали одну рыбку, другую рыбку… Нужен гений Гоголя или хотя бы талант Булгакова, чтобы достойно описать этот стол. Наконец силы нас оставили и, напитав Китаем сетчатки и желудки, мы вернулись в отель.

Казалось, лучшего нельзя и желать. Но на этом день не закончился. Через полтора часа мужская сборная отправилась на футбольное поле, чтобы хотя бы в этой непрофильной дисциплине утвердить свою превосходство.

Мы опять погрузились в автобус. Поле, к нашему ужасу, оказалось огромным. Мы думали, что едем играть в мини-футбол, а нас привезли на огромную поляну – ту самую, по которой обычно бегают одиннадцать здоровенных лбов. Нас было шестеро, да и соперников не сильно больше. Мы разделили поле пополам, но все равно площадка получилась очень большая. Более того, на стадионе играла музыка, а по краям тусовались сотни физкультурников. Признаюсь, если бы увидел прямую трансляцию местного телевидения, то удивился бы не сильно.

 Болельщик у нас был один, но какой – Наташа Погонина! Эта славная девушка взялась зафиксировать все, что с нами происходило. Авторские права на все нижеприведенные фотографии принадлежат ей.

Сначала мы разминались. Петр Свидлер занял свое законное место в воротах.



Поначалу его, как и всех нас, немного смущали физкультурники.



Но потом началась игра, и стало не до смущения. На острие атаки трудился Женя Алексеев.



Координатором и главным плэймейкером стал член университетской футбольной команды Митя Яковенко.



Он был не только главным, но и лучшим нашим игроком.


 
Несмотря на пугающие размера поля, Митя все время оказывался в нужное время и в нужном месте, координировал контратаки и здорово мешал соперникам. Под Митиной защитой наш вратарь в коричневых туфлях чувствовал себя уверенно.



Чего не скажешь о его китайском визави.



На этом исполненном экспрессии фотоснимке вы видите вашего корреспондента, один на один выходящего к воротам. Эрнесто Инаркиев только что прошел по левому флангу, обманул защитника и перебросил мяч мне. Ли Чао явно не успевает помочь своему голкиперу. Увы, суровая реальность заключается в том, что этот момент остался нереализованным. Равно как и пяток-другой не менее привлекательных возможностей. Мы вроде бы атаковали, тревожили вратаря соперника, но гол никак не забивался. Митя координировал, Эрнесто с Женей Томашевский выводили нас с Женей Алексеевым на ударные позиции, но мяч никак не мог попасть в огромные на самом-то деле ворота. Само собой, китайцы реализовали первый же голевой момент.



Тут уже стало не до шуток. Вопрос – к кому обращаются изображенные на фото полевые игроки, учитывая, что Петя Свидлер безукоризненно стоит на воротах? Обращаются, замечу, отнюдь не словами утешения.

Пришлось еще немного активизироваться. Сочетание двух факторов – везения и удачи – позволило вашему корреспонденту слегка реабилитироваться в собственных глазах и забить до перерыва ответный гол. Нормальный человеческий гол с острого угла, но ближнюю штангу. На перерыв мы ушли в нормальном расположении духа.



Соперники, впрочем, тоже не грустили.



Во втором тайме игра убыстрилась. Митя переместил вперед Эрнесто, который через две минуты после начала второго тайма забил хороший гол. Увы, на радостях он подпрыгнул и тут же выбыл из строя, подвернув ногу. Вместо него нам попытались всучить китайца, но мы от такого подарка отказались. Верили, что все закончится хорошо.

Третий гол забил Митя с подачи Женя Томашевского. Молнией метнулся к воротам и забил. Соперники отквитали один, но мы уже прочно владели инициативой.



Уставший Ван Юэ почувствовал, чем кончится дело, и даже пригрозил небесам, но последние плотно встали на нашу сторону. По-южному быстро стемнело, и, в общем, следовало закончить, но соперники все еще надеялись отыграться. В конце концов, Женя Алексеев получил – умолчим из скромности от кого – хороший пас и четко ударил по воротам. Ван Юэ и в этой безнадежной ситуации пытался спасти команду, но в итоге мяч влетел в ворота уже от него. Это была рука провидения. Осознав, что фортуну не переспоришь, наши китайские друзья прекратили безнадежное сопротивление.

Уставшие, но довольные мы воротились домой, чтобы на следующий день вернуться к привычным занятиям. По итогам мужская сборная сравняла счет в двоеборье: шахматы с контролем ФИДЕ плюс футбол. Впереди нас ждали быстрые шахматы и блиц.



← Вернуться назад
Tweet Опубликовать:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.