Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
28 Октября 2008

Штанга престижа

Бог ты мой, ну почему только сейчас? Почему только сейчас, когда матч безнадежно проигран, когда по сути идет оформление чемпионского титула для Ананда, Крамник стал-таки показывать игру, которой от него ждали с самого начала матча? Как, кстати, и Каспаров в матче с ним восемь лет назад. Выиграть снова не удалось – и Виши набрал необходимые для ничьей шесть очков, – но после партии за Володю, наконец, было не стыдно. Рассказывает Евгений Атаров.

«Блестящая» форма его снова дала знать о себе, когда Крамник, рассчитывая какой-то сложный и красивый вариант, на секунду отрешившись от позиции, вдруг заметил, что зевает мат в один ход - и поспешил от греха подальше смахнуть с доски ферзей. Но до этого злополучного непростого эндшпиля, в котором шансы черных на победу были примерно равны шансам белых на спасение, играл он блестяще. Сумел заставить Ананда серьезно подумать за доской (а не только дома) и из вороха внешне привлекательных продолжений выбирать «лучшее», ошибиться с выбором - и оказаться на краю пропасти. В известной степени индиец сам захотел такого развития сюжета. Никто ведь не заставлял его идти на большую игру - Ананд вполне мог избрать какой-нибудь тупой вариант, максимально ограничивавший возможности соперника (сыграть, например, чисто для разнообразия - 1.e4) и никто не бросил бы в него камня. Но Виши с великодушием чемпиона и понимая, что ничего серьезного в Бонне уже произойти не может, захотел игры - и он ее получил...

* * *

От этой партии по идее никто ничего не ожидал. Да и с чего было ожидать? Какой смысл Ананду было форсировать события - ничья на полшага приближала его к заветной цели. Потерять голову от ее близости он тоже вряд ли мог - не тот человек, да и близость эта ему досталась не случайным стечением обстоятельств, а благодаря глубокому знанию предмета. Заявления же Крамника о том, что он, мол, еще поборется и «сухим» с поля боя не уйдет, воспринимали больше как фигуру речи, не видя за ней реальных соцобязательств.

Были в пресс-центре, правда, отчаянные экстремисты вроде Толи Вайсера. Ему, коротко знающему Володю и однажды в рамках Grand Prix PCA сумевшего убрать с дороги Виши, невмоготу было смотреть на это унылое зрелище: полусонные журналисты в ожидании неизбежной, как им казалось, ничьей и следующего дня. Ему хотелось действий, экшена. Здесь и сейчас! И он подкалывал всех и каждого, предлагая пари, одно безумнее другого.

Например, что Крамник выиграет эту партию черными - 1:1, а по ходу ее - даже 1,5:1. Или что Крамник... выиграет матч - здесь он, хитро прищуриваясь, отгораживался, правда, пятидесятикратным ответом и приветливо махал всем спорщикам зеленой бумажкой в сто евро. Трезвого Бареева, которого минут через пять достали эти Толины эскапады, тут же, не отходя от кассы выпалил: «Ну, давай! Ты готов поставить тысячу евро?» Смелый Вайсер и тут в карман за словом не полез: «Неужели у тебя есть в кармане 50 тысяч?» Женя всплеснув руками, указал на Бурштейна: «У меня, может, и нет, а вот у Игоря точно есть!»

Спор так и не состоялся. Зато по залу заходила хоть какая-то искринка. Она, как показалось, передалась и в зал, который, как и во всякое воскресенье был переполнен. Бонн слишком уж официальный город, развлечений здесь днем с огнем не сыскать, а потому публика валом валит на любые мероприятия. Контролеры еле успевали отрывать купоны недешевых - по 35 евро! - билетов, и в конференц-зале «кунсткамеры» народу было, что сельдей в бочке. Еще на прошлой неделе был отработан вариант с выставлением стульев впереди первых рядов. Но - не хватило: публика вразвалку сидела во всех проходах, прямо на ступеньках - и сразу после первых ходов в зале стоял спертый мат, когда десятки фотографов и телевизионщиков, спотыкаясь о них в полутьме, тащились наверх, к выходу.

Зрителей понять было можно: в конце концов, завтра наступит понедельник, всем им идти на работу, а сегодня на их глазах может родиться новый чемпион мира по шахматам. В какой-то момент, сразу после дебюта, когда внешне обозначился перевес белых, нетерпение зала стало уж слишком большим - к публике, требуя тишины и предостерегающе прикладывая палец к губам, даже вышел главный судья матча Панайотис Николопулос...

* * *

Внешне все было, как обычно, как в предыдущие две недели. Ананд невозмутимо сидел за столиком - то склонившись над доской, то не торопясь выпрямляясь и разглядывая сетку, отделявшую сцену от зала. Крамник больше отдыхал в своей комнате, а когда выходил, то «зависал» надолго. Он то придвигался вплотную к доске, опуская подбородок на костяшки пальцев и почти касаясь очками фигур; то, энергично размяв плечи, приподнимал очки, разминал переносицу и надолго застывал в недвижимой позе, обхватив голову руками; то неожиданно откидывался на спинку кресла, и покачиваясь, издалека изучал позицию.

Но было и одно отличие, вернее два. Во-первых, Крамник на этот раз почти не отставал по времени. А во-вторых, кривая оценки «Шредера», который был главным электронным комментатором на матче, вела себя совершенно необычно. Во всех предыдущих «белых» партиях Ананда она признавала только один вектор - потихоньку вверх (когда белыми руководил россиянин, то она от первого до последнего хода была словно примагничена к нулевой отметке), а тут вдруг рыла им какие-то ямы, то большей, то меньшей глубины. Да и тон онлайновых комментаторов, сперва сдержанный, а потом все более уверенный, с отчетливостью убеждал: да, это случилось: Крамник впервые в матче всерьез грозил победить.

Странно все это было. Начиная от дебютного выбора соперников, кончая неуверенной игрой Ананда. Мы все ждали появления в этом матче московского варианта - но ждали его, так сказать, с «переменой цвета». Ведь это Виши является крупным специалистом в нем со стороны черных (и во многом благодаря этому варианту завоевал корону в Мексике), Володя же не раз отмечался как один из главных «штурмовальщиков» со стороны белых. Если уж совсем по «гамбургскому счету», показалось, что многие моральные беды Крамника пошли именно из-за отказа от дискуссии в московском, от попыток опровергнуть вариант. Мол, не смог найти ничего существенного, пошел по запасному пути - и получил два раза. А рискнул бы, быть может, матч и весь сложился совсем по-другому. Хотя, глядя на форму теперь уже дважды экс-чемпиона мира, этот отказ во многом мог быть и вынужденным...

Однако в девятой партии, Крамник свою игру поймал! В меру стратегически, в меру тактически, с каким-то подвешенным центром и полуразрушенными пешечными цепями, разбросанными в беспорядке по доске фигурами и полуприкрытыми королями. Уже фирменным знаком этого матча стала приоткрытая линия «g» и белопольный слон черных стреляющий по позиции рокировки. Но... на этот раз черными руководил Владимир.

* * *

На пресс-конференции после игры россиянина, конечно, спросили, отчего он не играл в начале матча так же остро и смело, как в двух последних партиях? Крамник в ответ на это только горько усмехнулся: «Хорошо играть в шахматы не так уж сложно, но только не тогда, когда тебя поймали по дебюту, твоя позиция однозначно хуже и у тебя еще на час меньше времени!» Более чем исчерпывающий ответ, который... ничего не объясняет.

Выиграй Володя эту девятую партию, у него появился бы достаточный повод порассуждать. О том, что он не угадал с направлением подготовки или с составом команды (которая при всей звучности имен как-то не совсем укладывается в прокрустово ложе проблем, что ей надлежало выполнить в этом матче), и что получай он хотя бы в половине партий такие же позиции, как в этой, результат мог оказаться совсем иным. Но он не выиграл.

Почему не выиграл - опять-таки, вопрос, скорее, к вооруженным аналитическими модулями, комментаторам. Из зрительного зала показалось, что Крамник перестал верить самому себе, перестал опираться на свою потрясающую интуицию, жаждал все поведать алгеброй. Но для успешного ее применения нужны два обстоятельства: а) собственное состояние и б) состояние соперника. В то время как Ананд, точно в его мозг вживили «Рыбку», уверенно вышагивал по главной улице, Крамник метался по подворотням...

В один момент комп вдруг насчитал целую пешку в пользу черных. «Что это?» - удивленно уставился в монитор Бареев. Сделали несколько ходов: «рыба» видела, что в конце варианта черные жертвуют слона, брать которого нельзя. «У... Дохлый номер, Крамник сейчас такого точно не найдет, - разочарованно протянул Женя. - Вот если бы там что-нибудь без жертв было бы, шанс еще оставался!» И точно, следующем же ходом Володя сделал ход, после которого даже точности перегретого Виши хватило для уравнения.

Крамник пожертвовал-таки слона, после чего сердца многих простых любителей шахмат в зале заметно екнули. Но... больше уже от безысходности: там либо жертвуешь, либо тут же идешь на мировую. И тут же, 40-м ходом, на который у него оставалось менее двух минут, подарил сопернику важнейший темп. И, наверное, пол-очка.

* * *

Итак, повторю то, что вы знаете и так без меня: Ананд набрал шесть очков, и теперь каждая следующая партия может стать последней. Крамник, правда, храбрится, говорит, что матч все еще не окончен. Однако по его внешнему виду на пресс-конференции было заметно: в девятой партии он показал свой практический максимум на сегодняшний день. Этого для завоевания титула, хотя бы для выигрыша первой партии в матче, не хватило.

Смею предположить, что если в десятой партии и будет какая-то борьба, то очень недолгая, до первого четкого уравнивающего (или же перехватывающего) хода Ананда - Крамник ведь не мазохист, и весь этот матч уже давно сидит у него в печенках. Он думает сейчас только об одном: когда все это, наконец, закончится. А история? Она перетерпит...

Боннская «кунсткамера» живет своей бурной жизнью и без шахматного матча

Виши взял за правило первым появляться в зале. Крамник запаздывает...

Всего одно очко, и мечты индийца о полноценном титуле сбудутся!

Как всегда, 1.d4 – разнообразием сюжета в дебюте соперники нас не балуют

О, наконец-то, московский вариант! Однако почему Ананд играет тут белыми?

И призадумалася...

Анатолий Вайсер: «Отвечаю пятьдесят к одному за победу Крамника в матче!»

Бареев и Бурштейн в сверхвыгодный спор с Вайсером ввязываться не стали

Виши без лишней необходимости льет воду на мельницу Володи...

Свежие люди в пресс-центре. «Русский голос» Михальчишин выловил Ланду!

Крамник схватился за голову, хотя самое время сделать это его сопернику

Все желающие с трудом поместились в огромном зале. Сидели даже в проходах

«Выпьем с горя, где же кружка?» Ах, такой был перевес, такой перевес...

Последний шанс поставить проблемы перед белыми – 40...Ra8! – Крамник упустил

Теперь уже пей – не пей, делу все равно не поможешь. На доске ничья

Увы, подписание мирного соглашения долго себя ждать не заставило...

Зрители в зале так и не стали свидетелями рождения нового чемниона мира

«Мистика! Восьмую партию мог выиграть. Теперь мог выиграть...»

Новый шахматный король (с королевой) обходит свои черно-белые владения

Ханс-Вальтер Шмид как почетный караул для чемпионской четы из Индии

Побратимы из страны Неру. Их с каждым днем в Бонне становится все больше!

Крамника ведут. Карстен Ханзель с каждым днем становится все незаметнее...

По виду Володи можно определить его положение в матче. Прежде он таким не был

Крамник: «Я делаю все, что в моих силах, чтобы выиграть хоть одну партию»

Ананд: «Я слышал, что последние партии играть тяжело, но чтобы настолько!»

На правой доске – надежда для Крамника, на левой – его разочарование...

Все потеряно... Что делать? Жизнь продолжается!

Виши потихоньку входит в роль шахматного короля



← Вернуться назад
Tweet Опубликовать:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.