Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
13 Ноября 2010

Выезжаю

Дуумвирата больше нет. Зато есть трио. Молодой китайский гроссмейстер Ван Хао, одержав победу, догнал Левона Ароняна и Шахрияра Мамедьярова. Теперь у них по 4,5 очка из 7. На пол-очка отстают еще трое.Участникам осталось сыграть по две партии. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что нас ждет увлекательная концовка.Рассказывает Илья Одесский.

«Все сильные турниры похожи друг на друга, каждый слабый турнир слаб по-своему».Великий русский писатель и гуманист Лев Николаевич Толстой этой фразы не писал. А мог бы, кстати, и написать. Потому что это чистая правда.

Сколько сильных турниров прошло перед глазами вашего корреспондента. И всегда одно и то же. Затишье в турнирном миттельшпиле сменяется потрясающим по накалу эндшпилем. Результативность может быть очень высокая, может быть не очень высокая, но напряжение всегда запредельное. Обстановка на сцене нервная, народу в зрительный зал набивается тьма. Потому что народ чувствует: начинается финиш. Тут уж не до разговоров в фойе, не до чашечки кофе в буфете. Тут во все глаза надо смотреть.
Тишина стоит такая – только на шахматных турнирах, наверное, может быть такая тишина. И то не на всех, а только на самых сильных. Эмоции вроде бы скупые, а бьют, как электрический разряд. Все напряжены: участники, зрители, судьи – все. И все события происходят как в замедленной съемке.
До 40-го хода не заканчивается ни одна партия. Эксперты из числа гроссмейстеров, не занятых в турнире, те, что обычно раздают оценки, прогнозы вальяжно, с этакой ленцой, теперь подбирают формулировки максимально осторожно и обтекаемо. Пресс-центр пульсирует: то пусто, то густо, то снова пусто. Все, не сговариваясь, бегут в турнирный зал. Понимают: не оценки сейчас нужны и не компьютерные варианты. Надо смотреть, кто как чувствует себя на сцене, кто в себе уверен, кто потерял себя.
О, это особое время – финиш сильного турнира. Турнир будто становится единым целым. У него будто появляется дирижер или режиссер-постановщик. Командует широкими людскими потоками: вы идете сюда, а вы стоите, вы молчите, вы разговариваете. Судьи прикладывают палец к губам – но не могут найти зачинщиков. А их нет: этот гул идет равномерно от всех. У судей и самих шумит в голове.
Потом партии будут заканчиваться – все сразу, обвально. Но никогда ничего не решается в третьем туре с конца. Все ответы оставлены на предпоследний день, на последний. Еще два дня этой тишины. Два дня этого гула. Два дня этих нервов, натянутых, как канаты.
А потом – все. Расслабуха. И, как говорит Руслан Пономарев, «блицок».


* * *

Левон Аронян упустил шанс вернуть себе единоличное лидерство. Играл в фирменной своей манере, полностью задурил голову сопернику. И – обдернулся; как сам сказал после партии, «дал зевака».

Л. Аронян – Х. Накамура

По дебюту Левушка совсем ничего не получил. А опасений за судьбу партии, тем не менее, не возникло. Я давно заметил: Левон не то, чтобы с радостью, скорее, с легкостью расстается с одним из слонов и затем очень ловко орудует конями. Как будто всю жизнь этому учился. Прямо-таки жонглер.
Вот и в этой партии у него подзастрял конь на е2. Не конь, а так – замухрышка. Я сразу понял, что этому коню Левон Григорьевич отводит особую роль. Соперник, дескать, о нем и помнить забудет, а конь тут как тут. Огородами, огородами – и к Котовскому.
Сперва конь перебрался на с1. Оттуда – на d3. Все думали, что выцеливает конь поле е5. Оказалось – ничего подобного:


31.Qb6 Rfd8 32.Nxb4! Bxf1 33.Rxf1. Жертва качества: за пешку – проходную, поддержанную дальнобойным слоном с g2, и за разнообразные угрозы. Накамура заерзал, засуетился, а Левон Григорьевич отошел к буфету, взял какую-то то ли баночку, то ли креманку, маленькую ложечку и стал под носом у Накамуры все это аппетитно кушать. (Он всю партию что-то ел.) Зачерпывает ложечкой из креманки – и на Накамуру смотрит. Зачерпывает, облизнет – и смотрит.
Как сказано в одном хорошем фильме: «Не хотел бы я, Федя, с тобой в голодный год на необитаемом острове оказаться».
33…Rf8 34.a4 Kh8. Тут у Накамуры осталось минуты три. Он, конечно, блицор авторитетный, и для него три минуты все равно что для иного любителя – три дня. Так ведь еще и позиция неприятная.
35.h4. От немедленного 35.a5 армянский гроссмейстер отказался ввиду 35…Qc7. Пока он выжидает, делает в чужом цейтноте, по Чепукайтису, «бестолковый ход пешкой». Возможно, хочет, чтобы соперник отвел слона на g7. Тогда в вариантах конь сможет прыгнуть на g5.
35...Bg7 36.a5 Qc7. После партии Левон был к себе по-хозяйски строг:
– Возьми на с7, пойди 38.a6 – и побеждай!
37.Ng5. «Ужасный ход», – Левон Аронян.
37…Nxa5 38.Qxc7 Rxc7 39.Nxe6 Rc3! Этого белые и не заметили, когда маханули конем на g5. Позиция все равно остается острой, но тут уже Накамура пришел в себя, приободрился и стал играть, как в ICC, недрогнувшей рукой.
40.Nd5 Rxg3 41.Nxf8 Bxf8 42.Rc1! (отсекая пехоту от танков) 42…Rg4 43.Kh2 Rxh4+ 44.Kg3.



Фигур на доске немного, а возможностей ошибиться – хоть отбавляй. К примеру, 44...Rh5 45.Rc8, и защиты не видно: 45...Kg8 46.Nf6+; 45...Kg7 46.Rc7+ и затем вновь 47.Nf6; 45…Rf5 46.Ne3 Rf6 47.Ng4 Rf5 48.Be4 Rf7 49.Bd5 Rf5 50.Be6, и свободных полей по вертикали «f» у ладьи не остается.
Однако Хикару точен:
44…g5! 45.Rc8 Kg7 46.Ra8 (загадочный ход, все ждали 46.Rc7+) 46...Nc6. С помощью компьютера удалось реконструировать замысел Левона. Видимо, он надеялся на 46...Nb3, и далее: 47.Ra7+ Kh8 48.fxg5 Rh5 49.Kg4 Rh2 50.Nf6! Rxg2+ 51.Kh3. Фигуры нет, но и шахов нет, а белые грозят матом в один ход.

Не проигрывает 46...Nc4. По сравнению с вышеприведенным вариантом: 47.Ra7+ Kh8 48.fxg5 Rh5 (48...Rd4 49.Nf6) 49.Kg4 Rh2 50.Nf6 у черных находится 50…Ne3+! Но американец играет еще сильнее, лишая белую ладью поля а7. Партия идет к финалу:
47.fxg5 Rd4 48.Nf6 (иллюзия, что путем 48.Nf4 белые нападут на все фигуры, рушится после 48…Bd6) 48...Ne7 49.Be4 h6 50.Nh5+ Kf7 51.Bb1 hxg5 52.Ba2+ Kg6 53.Ra6+ Kxh5 54.Bf7+ Ng6 55.Rxg6, и через несколько совсем уж необязательных ходов – ничья.


После партии Левон выглядел по-настоящему расстроенным. Но удовлетворить праздное любопытство вашего корреспондента согласился.
– В первой половине партии вы непрерывно что-то ели. С поразительной интенсивностью.
– Неистовостью, я бы сказал. Организаторы постарались. Выкатили нам превосходную осетрину, омаров бордолез.
– Дифлопе с семечками кациуса?
– И это тоже было. На самом деле я никогда не ем перед игрой, а во время партии употребляю фрукты. В основном, виноград.
– Мы тут мило беседуем, а Ван Хао тем временем пешку съел. У него все шансы на победу, а значит, ваш дуумвират с Шахрияром Мамедьяровым грозит расшириться до трио. В связи с этим: будете ли оставшиеся партии играть на победу во что бы то ни стало?
– Буду играть как обычно.
– А никто не знает, как Левон Аронян играет обычно.
– Всегда играю на ничью. Стараюсь разойтись миром. Но не всегда получается.
Развеселить Левона в этот день вашему корреспонденту так и не удалось. Что ж, завтра будет новый день.


* * *

– Неслыханное дело! – с этими словами Сергей Карякин ворвался в пресс-центр. – Сегодня я впервые в жизни задумался на 6-м ходу!


П. Эльянов – С. Карякин
Каталонское начало Е06


1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.g3 d5 4.Bg2 Be7 5.Nf3 0-0 6.Bf4!?



Позже в частной беседе Павел приоткрыл завесу тайны:
– Сегодня задача стояла, не особо ухудшая позицию, все-таки сбить соперника, который славится своей мощнейшей теоретической подготовкой. Новинка была выношена довольно давно. С Мишей Ройзом, моим секундантом, готовили ее еще к Гран-при в Астрахани.
Можно сказать, новинка родилась от безысходности: очень тяжело находить идеи в «каталоне», конкретно в этом варианте. Черные играют прямолинейно, ничего не выдумывают и в последнее время научились стабильно получать хорошие позиции.
Главное, что не ухудшает позицию ход 6.Bf4. А где-то можно и получше получить: у черных много возможностей, но они должны соблюдать осторожность.
6...dxc4 7.Qc2.
– А почему 7.Nbd2 не пошел? – спросил у демонстрационной доски Сережа.
– Оставил для следующей партии, – не моргнув глазом, ответил Павел.
7...c6 8.Qxc4 b5 9.Qc2 Bb7 10.0-0 Nbd7 11.Nc3 Rc8 12.Ne5 Nxe5 13.Bxe5 Qb6 14.Qb3 Rfd8 15.Rad1 Nd7 16.Bf4 b4 17.Na4 Qb5 18.Qc2 Ba6 19.Bf3. «Ход неудачный, – Павел Эльянов. – Я видел возможность высвобождающего е6-е5, но позицию после 20.dxe5 Nxe5 21.Bxe5 Qxe5 оценил неправильно. Не уловил того нюанса, что конь не успевает расположиться на c4 с комфортом: черные играют 24…Qc3!, меняют коня с4 и получают выгодную пешечную структуру. Пришлось идти в эндшпиль, а он довольно-таки неприятный».
19…e5 20.dxe5 Nxe5 21.Bxe5 Qxe5 22.b3 c5 23.Nb2 Bf6 24.Nc4 Qc3 25.Qe4 Bxc4 26.Qxc4 Qxc4 27.bxc4 a5 28.Bg4 Ra8 29.Bf3 Rxd1 30.Rxd1 Ra7 31.Rd5 Be7.

Болельщики Эльянова, должно быть, пережили здесь несколько неприятных минут. Фигуры белых явно потеряли гармонические связи; грозит а5-а4, затем прорыв: b4-b3, где-то а4-а3.
– Черные имели шансы? – спросил я Павла.
– Только практические. Объективно белые должны устоять.
Он и устоял, на каких-то нюансах. После чего подвел предварительные итоги.
– За два тура до конца уже можно сказать эти горькие слова: к турниру ты подошел далеко не в лучшей форме.
– Готовился всерьез. Съездил на море. Сезон был успешный, но очень напряженный. Думал, отдохну, накоплю сил. Но приехал на турнир и понял, что голова совсем не соображает.
Первые партии получились ужасными. По позициям ну никак не должен был набирать 0 из 3-х. На полтора из трех стоял, если объективно оценивать.
Потом удалось выровнять ситуацию. Понял, что вполне могу конкурировать со «звездами». Не вижу ничего такого, в чем они меня превосходят на голову. Я в этом году выиграл очень сильный турнир в Астрахани, он если и уступает Мемориалу Таля, то на одну категорию. Так что не стану заниматься самоуничижением и говорить, что намного слабее. Готовиться надо лучше, вот и все. Лучше и… иначе.


* * *


На турнире новый гость: Жоэль Лотье. В прошлом – гроссмейстер, близкий друг Владимира Крамника. Ныне – бизнесмен или чиновник, никогда не мог этого понять, сколько бы Жоэль ни объяснял. Консалтинг какой-то, а что за консалтинг – не могу знать.
Зигзаг судьбы: Владимир живет в Париже, Жоэль – в Москве. По-русски говорит как мы с вами, только гораздо лучше. Не употребляет слов-паразитов, избыточных междометий. Акцента нет ни малейшего.
Я все-таки не удержался, спросил его про знаменитый «суп Лотье». В лихие 90-е этот суп, главным ингредиентом которого был любого срока годности плавленый сырок, бухнутый в кастрюлю с кипящей водой, стал легендой. А списки прочих ингредиентов этого супа вот уже второе десятилетие любовно передаются из уст в уста, обрастая совсем уж фантасмагорическими подробностями.
Жоэль отвечал в том духе, что ему очень приятно быть вторым, после Люсьена Оливье, народным гастрономом России. От перечисления искомых ингредиентов отказался вежливо, но категорично. Заметил лишь, что Володя Крамник уже в те годы был крепким позиционным шахматистом и теорию профилактики великого Нимцовича изучил до тонкостей. А потому никогда не пробовал знаменитый суп первым, но всегда оставлял это право за кем-то из многочисленных гостей, что никогда не переводились в их холостяцкой квартире.
Может, я ошибаюсь, но глаза Жоэля, когда он это рассказывал, блестели.

Путешествие в обратно
Я бы запретил.
И прошу тебя как брата –
Душу не мути.


* * *


Центральная партия дня: Крамник – Мамедьяров. В предыдущем репортаже я анонсировал эту партию как экзамен. От слов своих не отказываюсь. Прибавлю только, что студент Мамедьяров сдал этот экзамен на твердую пятерку.

В. Крамник – Ш. Мамедьяров

 

 

Позиция кажется выхолощенной, близкой к ничейной. Однако белые находят возможность обострить игру.
29.Rb1. Идея – еще раз напасть на слона, затем провести d4-d5 – так, чтобы черные не могли побить пешкой «с», и затем гнать освободившуюся пешку е5 в ферзи. Идея обоюдоострая, но Крамник осознанно идет на риск.
29…Kh7 30.Rc5 g5!? В анализе после партии Володя хвалил этот ход. Однако когда Шахрияр попробовал защищаться пассивно: 30...Ra7, не смог продемонстрировать ничего убедительного. Например 31.d5 (ничего не видно и после 31.Rbxb5 cxb5 32.Rxb5 Rfb7) 31...exd5 32.e6 Rf6 33.Re1 Ra8 34.Be7 Rf5 35.Bg5 Re8 36.e7 Kg7, и черные в порядке.
«На диктофон» Мамедьяров прокомментировал свое решение на 30-м ходу так:
– Устал защищаться, потому и перешел в контратаку. Может, и правильно. Чем ждать еще ходов 40-50, лучше побыстрее закончить. Думал, вообще шансы на выигрыш появятся. Но получилась ничья. Партия интересная, боевая. Я доволен.
31.d5!? gxh4+ 32.Kh2. Альтернатива – 32.Kh3. Крамник объяснил, что отказался от этого хода из-за 32…exd5 33.e6 Rf2 34.Re1 (34.e7 Re2) 34...Be2 35.e7 Rb3+ 36.Kxh4 Re3, и «белый король подвергает себя серьезной опасности».
Компьютер вносит свои коррективы. Вместо 36…Re3 возможно немедленное 36...Rxg2, и в случае появления нового ферзя: 37.e8Q – король подвергается куда большей опасности: 37...Rg4+ 38.Kxh5 Rh3#. Однако белые выигрывают, избрав 36.Kh2 Re3 37.Kg1 Rf6 38.Rc2 Rfe6 39.Kf2. Но и это, в свою очередь, не означает, что 32.Kh3 сильнее, чем 32.Kh2. После 32…exd5 33.e6 черные могут поискать ходы лучше, нежели 33…Rf2. И т.д.
32...exd5 33.e6 Rg7 34.Re1 Rg8 35.Rc3 Rbg7. Во время цейтнотной суматохи было не совсем ясно, как это «мертвая» ладья с b7 смогла перейти на отличную стоянку по горизонтали. Но, видимо, особого выбора не было: если 35.e7, то 35…Rd7 36.Bf4 Re8 37.Bg5 d4, и за черных вновь не видно проблем.
36.Rf3. Во время совместного анализа соперники дошли до такой позиции: 36.Kh3 Rxg2 37.e7 c5 38.Rf3 (после 38.e8Q Bxe8 39.Rxe8 Rxe8 40.Kxg2 c4 у белых, как сказал Крамник, нет шансов на победу), после чего некоторое время смотрели на доску, а потом кто-то из них поставил слона на е8, препятствуя проведению пешки в ферзи.
Между тем в позиции имеется форсированный мат: 38...Bd7+ 39.Kxh4 R8g4+ 40.Kh3 (40.Kxh5 Be8+) 40...R4g3+ 41.Kh4 Rxf3 42.e8Q Rh3#. Это я к тому, что не нужно идеализировать игроков. Безусловно, все они – выдающиеся шахматисты, много и крепко считают – но бывает, что и просчитываются, не видят элементарных вещей. «Еrrare humanum est», – как справедливо заметил доктор Ватсон доктору Мортимеру.
И тот же Накамура, не устаю повторять, который за доской держит позицию железно и раз за разом выскальзывает из цепких лап товарищей по цеху, у демонстрационной доски выглядит весьма и весьма бледно.
36...Rxg2+ 37.Kh3 c5. Важный момент, оставшийся за кадром. Мамедьяров принимает по-человечески очень понятное решение: при первой возможности вводит слона в игру, пусть даже ценой возврата лишнего материала. А машина велит прекратить панику и пойти 37...R2g4.
– Это был мой шанс, – скажет после партии Шах.
38.Rf7+ R2g7 39.Bxc5 Be8 40.Ref1 d4 41.Kxh4 d3 42.R1f5.

 

Ужасно симпатичный вариант показал тут Крамник: 42...Rxf7 43.exf7 Rg4+ 44.Kxh5 d2 45.fxe8Q d1Q.


 


У белых лишняя фигура и очередь хода, но у черных – в кармане огромная фига в виде вскрытого шаха. Похоже, нет ничего лучше, чем 46.Rf1 Qxf1 47.Kxg4 Qc4+ 48.Kf3 Qxc5 49.Qxa4 с ничьей в ферзевом эндшпиле.
Однако вместо 45.fxe8Q куда сильнее 45.fxe8N!, и далее 45…d1Q 46.Nf6+ Kg7 47.Nxg4 Qh1+ 48.Kg5 Qc1+ 49.Be3 с большими шансами на победу.
– Какой красивый и никому не нужный вариант, – прокомментировал собственное творение Владимир Борисович.
А партия закончилась прозой. Хотя и крепкой прозой, вплоть до последнего хода:


42...d2 43.Rxh5+ Kg6 44.Rg5+ Kh7 45.Rh5+ Kg6 46.Rf1 Rh7 47.Rg1+ Kf6 48.Rf1+ Kg6 49.Rg1+ Kf6 50.Rf1+ Kg6 51.Rg1+.
Ничья.

 

* * *


Продолжает играть на нервах своих болельщиков Александр Грищук. В отчетном туре он пожертвовал пешку, потом вторую, выиграл за нее качество, попал по обыкновению в цейтнот, в котором, как все уже знают, Саша действует очень сильно. Но рано или поздно должно было что-то случиться. Вот и случилось. Два подряд зевка – и белые вместо реализации лишнего качества вынуждены были искать ничью в эндшпиле без двух пешек.

А. Грищук – А. Широв


28.Rc5. Гроссмейстер Бареев из комментаторской будки назвал этот ход дисгармоничным. И полагал, что наилучшим решением было бы на следующем ходу увести ладью назад, на с1.
28…Qg6
. Придя в пресс-центр, Саша Грищук объяснил, что хотел сыграть, как он сам выразился, «супер»: 29.Nc3 N8d7 30.Rc4, но вовремя заметил, что после 30…Ne5 31.Qxe5 белые получают мат в один ход: 31…Qxg2#.
Ошибка в расчетах, как это часто бывает, повлекла за собой тяжкие раздумья, а те – новую ошибку:
29.Qh3 N8d7 30.Bc2 (это она и есть; по заветам опытного Бареева надо было играть 30.Rcc1) 30...Be4 31.Bxe4 Qxe4 32.Nc3 Qb4 33.Rc7 Qa5. Странно, но похоже, что ладью действительно не спасти: 34.Qg3 Ne5; 34.Rc4 Nb6 (но не 34...Ne5 35.Rcd4 Nc6 36.R4d3 и тем более не 35...Qxc3 36.Rd8+) 35.Rcd4 Qxc3 36.Rd8+ Ne8. Это вариант Грищука; компьютер пишет, что в ответ на 34.Rc4 еще проще 34...b5 35.Rc6 Ne5 36.Rc5 Nfd7.
На падающем флажке белые принимают тяжелое, но необходимое решение: 34.Rcxd7 34...Nxd7 35.Rxd7 Qxc3. Возник искомый эндшпиль «без двух». Одну пешку белые отыграют почти сразу, а вот со второй придется повозиться. В конце концов партия перейдет в ладейное окончание «две на одну», идентичное тому, что не выиграл Сережа Карякин здесь, в Москве, против Накамуры. Да и сам Грищук не выиграл точно такое же окончание – в поединке с малоизвестным индусом в первом круге декабрьского Кубка мира в Ханты-Мансийске. Тогда не выиграл. А теперь не проиграл.
И уж совсем неслыханные вещи произошли в последней партии тура.

Ван Хао – Б. Гельфанд

 


Борис Гельфанд, который на турнире проиграл все(!) партии черным цветом, в этой позиции остановил часы и поздравил соперника с победой.

Все СМИ, аккредитованные на турнире, поспешили передать в свои редакции, что черные сдались в ничейной позиции. Ваш корреспондент, знакомый с коварством ладейных окончаний не понаслышке, будет более осторожен. Скажу лишь о том, что видел собственными глазами: после 75...Ke6 Ван Хао не показал в пресс-центре выигрыша, более того, признался, что понятия о нем не имеет.
– Я такой везунчик! – обращался он сразу ко всем и ни к кому конкретно, после чего привычным уже жестом стукал себя ребром ладони по голове.
Все сочли своим долгом успокоить молодого китайца: нет-нет, ты не везунчик, ты славный малый, только угомонись.
Но как раз угомониться он и не мог.
– Извините меня! – на полном серьезе начал он по второму кругу. И снова потребовались коллективные усилия, чтобы привести его в чувство и засвидетельствовать, что извиняться ему не перед кем и не в чем.
Хороший он парень, в самом деле. Но за Борю все равно обидно.


* * *

Закончить сегодняшний репортаж хочу эксклюзивной историей от Жоэля Лотье. Диктофона под рукой в тот момент не было, поэтому попробую на слух воспроизвести аристократическую речь обрусевшего француза.
Стало быть, квартира их с Владимиром Борисовичем редко когда пустовала в те годы. Друзья, знаете ли, знакомые, гроссмейстеры часто останавливались. И повадился к ним заезжать гроссмейстер; фамилия его, пожалуй, ни к чему, но, надо признаться, с вызывающими несколько манерами. Уж на что Володя человек терпимый и конфликтов органически не переносящий, но и ему невмоготу стало.
Собрался он с силами и решил отказать сему гроссмейстеру от дома. Долго, знаете ли, собирался, может, перед зеркалом даже репетировал, и вот – собрался. Раздается телефонный звонок, мы как знали, что именно тот гроссмейстер звонит. Володя трубку взял, а сам думает: сейчас разговор завяжется, и он ему прямо так и объявит: не могу, мол, друг, сегодня никак не получается, и рад бы, да не могу.
Берет, стало быть, трубку. А из трубки всего только одно слово и раздается:
– Выезжаю.



← Вернуться назад
Tweet Опубликовать:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.