Сергей Иванов о сборной Петербурга
Гроссмейстер Сергей Иванов – капитан команды Санкт-Петербурга, ответил на несколько вопросов Анны Буртасовой о команде, его роли рулевого, партиях первого дня и матчах между двумя столицами.
- В чем ваша роль как капитана?
Изначально роль была в том, чтобы команду собрать. Получилось так, что у нас играют 10 сильнейших по рейтингу шахматистов, то есть нам уже некем усилить состав, выставленный на матч. Конечно, мы не принимаем тут во внимание Петра Свидлера и москвича Александра Грищука, играющих финал Кубка мира. Есть молодые, например, Володя Федосеев – чемпион России до 18 лет; он выступает как запасной. Все шахматисты у нас – разные люди, у всех свои отношения, свои планы, мероприятия. Просто чтобы собрать десятерых сильнейших в одном месте и в одно время, пришлось поработать.
Но те матчи, которые у нас проходили в двухтысячных, подарили необходимый в таких вещах опыт. С 2002 по 2006 год Санкт-Петербург выиграл только один матч, последний, остальные же проиграл. Матчи были сугубо товарищеские (гроссмейстеры на первых досках, как правило, делали ничьи), но мне как председателю тренерского совета нашей федерации они помогли набраться опыта. Я знаю всех питерских шахматистов, со всеми в хороших отношениях – в тех матчах я занимался сбором команды. Единственное, тогда было больше досок, бывало и по 40, так что всех собрать было еще сложнее.
Сейчас же, как я уже сказал, удалось собрать десятку сильнейших. Надо отдать должное ребятам – все откликнулись, никто никуда не уехал, не предпочел другие мероприятия матчу.
Второе, что мне нужно было сделать, как капитану – грамотно расставить всех по доскам. Москвичи сделали очень просто – поставили игроков в порядке убывания рейтинга в соответствии с последним рейтинг-листом на 1 сентября. Мы же пошли другим путем. Первые две доски – это сильнейшие гроссмейстеры Петербурга, опять-таки не принимая в расчет Свидлера. Витюгов и Алексеев автоматически становились на первые два стола. Дальше же по рейтингу должны были идти ребята, которые у нас в Питере относительно недавно – это Хайруллин и Романов. Но с другой стороны, у нас есть два очень опытных и заслуженных шахматиста – это Халифман и Сакаев. Может быть, у них несколько ниже рейтинг, но они все-таки имеют очень большой опыт и в плане теоретической подготовки, и в плане игры с ведущими гроссмейстерами. Их мы решили поставить все-таки на более высокие доски, а молодые гроссмейстеры имеют больше шансов, если играют в середине. Здесь возникла одна проблема, потому что Александр Халифман, как известно, является капитаном и тренером команды “Югра”. Они играют в клубном чемпионате России, и на Олимпиаде в Ханты-Мансийске выступали этой командой. Халифман попросил, чтобы он мог по возможности не встречаться с шахматистами, которые тоже входят в эту команду. А в сборной Москвы таких было целых три – Яковенко, Дреев и Малахов. Если смотреть по рейтингу, они как раз были на 3-й, 4-й и 5-й досках. Мы, конечно, не знали, в каком порядке расставят шахматистов в команде Москвы, но предвидели, что, вероятно, по рейтингу. Таким образом и получилось, что Халифман сел на 6-ю доску. Мы угадали – удалось развести его с друзьями из Югры, и в итоге он играл с Инаркиевым. Сакаев, как я и сказал, сел на более высокую доску, затем двое молодых – Хайруллин и Романов, дальше Халифман.
На следующие доски мы посадили юниоров Матлакова и Шиманова, чемпиона города Емелина и Попова, который также обладает огромным опытом и засуживает попадания в команду.
Я постоянно тренирую молодых – Матлакова и Шиманова, ездил с ними в Индию на чемпионат мира среди юниоров. Конечно, их я готовил к партиям. Остальные же готовились сами, все профессионалы.
- Ваша стратегия рассадки по доскам неожиданно выстрелила в партии первого дня Халифмана с Инаркиевым, где петербуржец этюдным способом спас тяжелый эндшпиль и удержал ничейный счет матча…
Да, получилось именно так. Когда мы в пятницу встречались на техническом совещании и обменялись составом по доскам, то надо признать, что представители Москвы были немного удивлены этой рассадкой. И в чем-то это оправдалось.
Здесь надо еще отметить, что у Халифмана с Инаркиевым давние “счеты” – я помню, как наш шахматист проиграл матч в Ханты-Мансийске на Кубке мира, проиграл в клубном чемпионате, однажды выиграл в чемпионате России… Давняя история взаимоотношений. Конечно, Халифмана не нужно лишний раз настраивать на борьбу, но, может быть, для него это был дополнительный стимул. Первая партия была очень острой – в интернете отмечали, что это одна из самых интересных партий первого дня. Халифман получил, надо признать, тяжелый эндшпиль, но нашел этюдный способ спасения.
Конечно, у нас были проблемы и на других досках. У Матлакова была довольно неприятная позиция с Рязанцевым – ему удалось спастись без пешки. У Сакаева была ничья, но именно ему нужно было ее делать. С другой стороны, Алексеев имел лишнее качество с Непомнящим, но просмотрел активный маневр, и пришлось тоже подписывать мир. Романов выиграл в общем-то случайно, потому что Малахов вел игру, имел инициативу, пожертвовал фигуру. В какой-то момент казалось, что у него сильная атака, причем у москвича было достаточно много времени. Но Малахов долго продумал и в какой-то момент просто зевнул коня на e6. Видно было, что до этого белые должны были где-то получить большое преимущество. На этой доске Петербургу немножко повезло. У Морозевича с Витюговым тоже была очень интересная партия в первый день. Казалось, Витюгов стоял неплохо, лишняя пешка и позиция интересная. Но потом Морозевич как-то изловчился, и Никита что-то просмотрел, остался без материала и проиграл.
В целом, первый день проходил с перевесом сборной Москвы, но Петербургу удалось удержать равный счет.
- Результатом первого дня вы удовлетворены?
Да, конечно. С учетом того, как шла игра, ничья – это однозначно хороший результат!
- На второй игровой день была какая-то особая установка?
Нет. Все играют, все и так все понимают – белыми нужно постараться побороться за преимущество, а черными получить какие-то нормальные игровые позиции. У Сакаева с Яковенко получилась достаточно быстрая ничья. После партии мы обменялись мнениями. Когда Сакаев увидел, что Яковенко пошел в эту позицию, нашему шахматисту надо было либо рисковать и идти в какую-то очень острую игру с неясными последствиями, либо пойти в позицию, которая получилась – у белых лишняя пешка, но она не удерживается, и возникает ничейное окончание. И он, все-таки понимая, что Яковенко сейчас более наигран, показывает лучшие результаты, посчитал, что лучше в такой ситуации сделать ничью, пусть и белым цветом, но чтобы команда не волновалась. Я считаю, в плане командной игры он сделал правильный и разумный ход. На остальных же досках шла интересная насыщенная борьба.
Этот матч, хоть и носит товарищеский характер, полон борьбы. Наверное, это было правильное решение – не обсчитывать рейтинги, потому что шахматисты могут играть более раскрепощенно, творить без оглядки на свой коэффициент.
Как в целом в Петербурге отнеслись к тому, что вновь проводится матч двух столиц?
Я бы сказал, с большим воодушевлением. Мы пять лет хотели и ждали этот матч. Так получилось, что мы задолжали москвичам ответный визит – последний матч проходил в столице. Все эти годы были определенные проблемы организационного и финансового плана. То, что сейчас этот матч возродился, в первую очередь благодаря спонсорской помощи “Газпрома” и огромной поддержки Российской шахматной федерации, это здорово. Как справедливо было сказано на открытии, эти матчи всегда находили отклик среди шахматистов, питерцы с удовольствием приезжали в Москву (обычно это было в праздничные дни в мае). Я думаю, что и москвичи приезжали в Питер с удовольствием!
То, что этот матч собрал такой сильный состав игроков с обеих сторон, говорит само за себя!
← Вернуться назад
Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.