Transmenu powered by JoomlArt.com - Mambo Joomla Professional Templates Club

Авторизация






Забыли пароль?

Экспорт новостей

Главная arrow Турниры arrow 1-й командный чемпионат мира среди женщин arrow Один и тот же номер
Один и тот же номер Версия для печати Отправить на E-mail
19.05.2007 г.

19 мая в Екатеринбурге стартует 1-й командный чемпионат мира по шахматам среди женщин. За победу будут бороться десять команд – Армении, Ботсваны, Вьетнама, Германии, Грузии, Китая, Польши, России, Украины и Чехии. Чемпионат продлится до 29 мая. Сборную России представляют чемпионка России Екатерина Корбут, чемпионка Европы Татьяна Косинцева, гроссмейстеры Надежда Косинцева, Екатерина Ковалевская и Елена Таирова. Илья Одесский вводит в курс дела. 

 

 

 

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет,

И мат на f7 подготовит,

И спертым его назовет.


Теперь что касается женских шахмат. Ситуация сложилась, на мой взгляд, не очень понятная. Парадоксальная какая-то ситуация. Начнем с того, что элитных командных соревнований проводится как минимум не меньше, нежели соревнований личных. По логике вещей такого просто не может быть, но... давайте посчитаем. Что мы имеем в личных? Краснотурьинский супертурнир, личные чемпионат мира и европейское первенство, – кажется, всё. Три турнира... негусто. Наверное, кого-то забыл, но в любом случае – не впечатляет. А теперь припомним соревнования командные. Это и Олимпиада, и очень мощная интернациональная по составу Российская клубная лига; затем европейский клубный форум, и вот теперь еще командный чемпионат мира. Получается действительно не меньше. Как минимум.

Парадокс не в том, что шахматам претит сама форма командного единоборства. Может, претит, а может, и нет, вопрос спорный. Во всяком случае, и болельщики, и околошахматные специалисты пообвыкли и научились вести культурные беседы на тему командных турниров. Стали находить в них какую-то изюминку. Чего-то выделять, какие-то нюансы. Труднее всего пришлось самим игрокам. Все-таки выдающиеся (или не выдающиеся, а просто очень сильные) игроки в подавляющем большинстве своем жуткие индивидуалисты. Перестроить сознание и начать играть не на себя, как привык и как хочется, а на какую-то непонятную команду... Непросто. Но непросто не значит невозможно; и вот так, с ходу, трудно назвать хотя бы одного современного сильного шахматиста, который вообще никогда не играет за команду по причинам принципиального характера. Все как-то притерлись, притерпелись. Все идет своим чередом.

Парадокс заключается в другом. Если личных женских соревнований проводится совсем немного, а командных – не так уж мало, то кто мне может объяснить, собственно: а на каких условиях происходит отбор в команду? По каким критериям? Мы же не можем сказать: отбор в команду производится по результатам... предыдущего командного соревнования. Это же абсурд. Система не может воспроизводить самое себя; нужен какой-то критерий извне. А какой?

Ответ напрашивается: самый объективный критерий – рейтинг. Но в случае с женскими шахматами этот ответ ничего не объясняет, потому что тогда возникает следующий вопрос: а откуда берется этот рейтинг? (Если, как мы условились в самом начале, чисто женских личных турниров высокого уровня очень и очень немного). Понятно, откуда он берется: из турниров либо смешанного состава, либо чисто мужских, куда в качестве экзотики допускается одна-две шахматистки. И мы все понимаем, что в такого рода турнирах девушки, чтобы серьезно повысить рейтинг, могут показать примерно 50%-ый результат. А в иных турнирах – и опуститься ниже этой отметки. Еще не халява, но уже синекура. В то время как в командных соревнованиях желательно, чтобы каждая из участниц (если команда претендует на победу) давала результат не менее 75%. А это две большие разницы: настроить себя на пять из десяти или же на семь с половиной. Не говоря уже о том, что при игре с мужчинами и женщинами нужно использовать очень разные настройки. Доска одна и та же, фигуры те же, а игра все-таки разная. У кого-то лучше получается играть с мужчинами, у кого-то – с женщинами. Рейтинг тут не очень участвует, на самом деле.

Разумеется, эти рассуждения носят сугубо отвлеченный характер. (Потому что к проблеме можно ведь подойти и другого конца: личных соревнований почти нет, а команду набирать все-таки надо.) К нашей сборной, по крайней мере, они отношения не имеют. Играют достойнейшие. Может быть, не менее достойные остаются за бортом – это немножко другой разговор, но в сборной России «левых» людей нет точно. Однако то, что в условиях вакуума личных соревнований критерий допуска в сборную размыт и заведомо неточен – это совершенно очевидно.

Критиковать вообще легко. Могут сказать: а сам-то ты что можешь предложить? Как решить проблему?

Ну, одно предложение у меня есть. Надо провести внутрироссийский матч-турнир четырех сборных. В точности такой, какой был проведен в 1981 году. Тогда был мужской, а теперь нужен женский. И чем скорей, тем лучше. Выставить четыре команды: первую сборную, вторую, ветеранскую и молодежную, и запустить в два круга. Результат такого турнира... тоже ничего не решит окончательно. Но будет жутко интересно, кто победит. И победители, конечно, будут иметь моральное право диктовать свои условия. Я думаю, что победят «ветеранши» – хотя бы для того, чтобы их никогда больше не записывали в такую сборную.

Ситуация для проведения матч-турнира, на мой взгляд, сложилась идеальная. Потому что состав трех сборных из четырех не вызывает вообще никаких сомнений.

Первая сборная: Костенюк, Косинцева&Косинцева, Корбут. (Если Саша Костенюк по высшей степени уважительной причине не сможет принять участие, то сдвижка по доскам, и на последнюю садится Погонина – давно пора посмотреть на нее в первой сборной, а в связи с блестящим выступлением в Дагомысе – тем более.)

Ветеранская (тысяча извинений): Галлямова, Ковалевская, Матвеева, Заяц. Гран респект, иначе говоря, уважение и любовь тысяч болельщиков.

Молодежная: Таирова, Гунина, Небольсина, Боднарук. И только вперед – девчонки!

Вторая сборная. Вот тут есть вопросы. При отборе в эту сборную надо поменьше внимания обращать на рейтинг и побольше – на перспективы. Потому что рейтинг может быть приличный, а перспективы – небольшие. Предположим, девушка с приличным рейтингом остановилась в росте. Или даже не остановилась, а просто для себя решила – что ну их, эти шахматы. Надоели. Поигрывать для собственного развлечения еще будет, а играть по-взрослому уже нет. Теоретический уровень не повышает, для первой сборной неперспективна. А вторая сборная – это только фарм-клуб для первой, никакого самостоятельного значения у нее нет. Поэтому, может быть, есть смысл привлечь тех, у кого рейтинг пока что поменьше, зато перспективы роста повыше. Не знаю, как поступить. Вопрос тонкий.

Но матч-турнир провести надо. Если сейчас упустить такой момент, потом все решится само собой. Самотеком. А отдаться на волю самотека – это не наш метод.

Пока я тут публично грежу матч-турниром, в Екатеринбурге стартует другой турнир: первый командный чемпионат мира. К разговору о нем и переходим.

Сказать, приживется этот турнир в шахматном календаре или не приживется – этого сейчас никто не скажет. Все равно что гадать на кофейной гуще. Может, приживется – тем более что задумали его проводить раз в четыре года, и в такие сроки надоесть он просто не успеет. А может, так и останется – маленьким, мертвеньким, странненьким. Мало их, что ли, было, таких турниров. Только и успевали – открывать, закрывать, открывать, закрывать... Посмотрим. Чего заранее загадывать.

А первый чемпионат нельзя сказать, что обещает быть каким-то уж гиперинтересным. Потому что когда за три призовых места борются максимум четыре сборные – ну, зачем кривить душой и говорить, что это прямо ах какая захватывающая интрига. Россия, Китай, Грузия, Украина. Всё. Конечно, есть еще шесть сборных, и в массовку их записывать не очень деликатно. Но и претендентами на медали они никак не выглядят. Будут решать какие-то свои локальные задачи, портить кровь фаворитам.

Хотя душа болельщика – потемки. Можно, например, поболеть душой за Вьетнам. Действительно, на любом турнире, любого ранга, от Олимпиады до первенства детских коллективов, команда Вьетнама полная и абсолютная загадка. Болей – не хочу. Лично я, разглядывая фамилии участниц команды, не могу отделаться от идиотского ощущения, что читаю названия супов в меню ресторанчика «Viet Café», что в самом центре Москвы, в Газетном переулке. Понимаю, что написал глупость, но действительно ничего не могу с собой поделать. Нгуен Ти Тань Ан. Хоанг Ти Бао Чан. Очень похоже. Девушки вправе реваншироваться тем, что натолкнувшись случайно на мою фамилию, тоже могут подумать что-нибудь эдакое. Так что тут баш на баш.

Или, например, команда Ботсваны. То есть, если кто не знает: в Екатеринбург реально приедет команда Ботсваны. Или уже приехала. А что вы хотите, такой турнир: чемпионат мира. Вон, в футболе, Заир тоже сначала проигрывал всем по 12-0, а теперь африканские футболисты нарасхват. Может, и шахматы ожидает нечто подобное. Лет через пятьдесят.

Можно, конечно, долго резвиться на эту тему. Например, вспомнить песню группы «Аукцыон» про черную смелую женщину (песня, кстати, называлась «День победы»). Или скрестить Жюля Верна с Агатой Кристи и представить, что каждой ботсванской спортсменке в дорогу дали коробочку, в которую аккуратно уложили муху цеце и маленькую отравленную стрелу. Решись, поставь такой сопернице детский мат! Или просто беспечно сядь на стул... Поэтому надо сохранять концентрацию во время всего поединка. А еще лучше – заранее сделать прививку.

На самом деле, мы не расисты. Мы интернационалисты, и вообще, gens una sumus, как говорится. Так что если кто хочет болеть за Ботсвану – пожалуйста. Не исключаю даже, что если интрига в борьбе за первые места умрет, не родившись (скажем, одна из четырех команд-фаворитов окажется не форме – может же быть такое), то вообще все переключатся на Ботсвану. Станут заключать бешеные пари на то, когда девушки совместно наберут первые пол-очка. И так далее.

А фаворитов, как уже было сказано выше, четыре. Наверное, надо как-то поподробней их представить. Но делать этого совершенно не хочется. Что мы, не знаем, на что способны девушки из Китая, Грузии и Украины. Еще как знаем. Способны они на одно и тоже: обыграть наших и отобрать у нас первое место. И чего об этом много говорить?

Давайте лучше поговорим о наших.

Косинцева&Косинцева. Таня и Надя, Надя и Таня. В особом представлении не нуждаются. Это наши лидеры, и больше мы о них ничего не знаем. И никогда не узнаем. Потому что нам и знать ничего не надо. Кроме того, что они – наши лидеры. Далее по кругу.

В последнем турнире, в котором девушки принимали участие, Таня заняла первое место, Надя – третье. Турнир был – личный чемпионат Европы, всего-навсего. Можно представить, какой у девушек потенциал. Или наоборот, представить нельзя, потому что он, этот потенциал, «выше крыши».

Тренером всей сборной России едет Юрий Дохоян. Он же личный тренер Косинцевой&Косинцевой. Так что на кого делается главная ставка в сборной – к гадалке не надо ходить. Последний турнир – командный чемпионат России – девушки дружно пропустили. Из всего этого разрозненного набора фактов что следует? Увидим.

Екатерина Ковалевская. Самая опытная в нашей команде. Но есть злющие опытные шахматистки, а есть добрые опытные шахматистки. Катя Ковалевская очень добрая и отходчивая. И обладает выдающимися личными качествами. Если команде будет трудно, на Катю главная надежда. Она молодых девочек должна будет ободрить, утешить и рассказать, что в тысяча каком-нибудь глухонемом году что-то похожее уже было, и тоже почему-то нашло затмение, и одна девочка тоже в один ход зевнула фигуру, и проиграла партию, и тоже все очень расстроились, а потом команда собралась, все хорошо между собой поговорили, и кончилось все очень хорошо.

Между прочим, Катя и в шахматы играет очень хорошо.

Екатерина Корбут. Утверждал, утверждаю и буду утверждать: Катя Корбут должна быть в команде. Нет, не так, а: Катя Корбут всегда должна быть в команде. Даже так: Катя Корбут, в какой бы она ни находилась форме в данный конкретный момент, всегда должна быть в команде.

Катя Корбут – универсальный солдат. Фотографу, снимающему девушек даже не во время партии, а непосредственно перед ее началом, надо сильно хитрить. Потому что лицо Кати Корбут в этот момент совсем не подходит для обложки журнала «Отдыхай!» А годится разве что для рекламы какой-нибудь противоугонной системы.

Футбольные менеджеры всего мира гоняются за игроком по имени Дженнаро Гаттузо, суля ему суммы из единички и многих-многих нулей. Хотя тот не способен забить и пары голов за сезон. Все равно он до зарезу нужен любой топ-команде. Не забьет, так укусит, покалечит. Разорвет, короче.

Если б я был... не султан, и даже не Дохоян, а просто тренер команды, я бы брал Корбут всегда. Но с одним условием: я бы брал ее запасной. Только запасной! Потому что если у Кати пойдет игра, она может закрыть любую доску, не исключая и первую. Потому что ей на самом деле все равно. Она очень хорошая шахматистка. (Кстати, действующая чемпионка России.) Но если у Кати не пойдет игра, то она у нее и на последней доске не пойдет, а запасную все-таки можно посадить на лавочку без ущерба для сдвижки досок.

Кстати, кто-нибудь знает, на чемпионате будут играть в четыре доски или все-таки в пять? Видимо, все-таки в четыре плюс одна запасная. Чтобы выяснить это наверняка, я зашел на официальный сайт www.chesswomen.com Выяснить так ничего и не удалось, зато получил массу удовольствия, читая официальное Положение. Конечно, обычно такую официозную лабуду нормальные люди не читают, и организаторы, видимо, сильно на это рассчитывали – когда экономили на переводчиках и заменили их простым подстрочником или чем-нибудь в этом роде.

Отчего некоторые пункты Положения читаются просто на ура. Например, пункт 7.2 о дополнительных показателях при определении победителей выглядит так:

«Если связь между командами, соревнующимися за медали, заканчивается, то эти команды должны играть друг против друга по быстрой норме времени».

Прелесть, да? Просто стихи. «Связь между командами заканчивается...» Вау!

Или такой пассаж (о награждении победителей, пункт 8.4):

«Игроки, назначенные на один и тот же номер, в соответствующих списках команд, будут соревноваться друг с другом за индивидуальный приз».

Если игроки в курсе, что они «назначены на один и тот же номер», то я желаю им всяческих удач. В общем, пока это произведение не исправили (или не затерли, что вероятнее), идите по этой ссылке: http://www.chesswomen.com/about/start.php и получите удовольствие. Один раз в жизни можно и Положение о турнире почитать. Оно того стоит.

А запасной в нашей команде будет, скорее всего, не Катя Корбут, а другая девушка. Она самая молодая, а молодым по жизни положено: таскать мячи, стирать на всех форму, сидеть в запасе. Закон такой. Это ничего, молодость быстро проходит. Лично я с удовольствием бы еще потаскал корзинку с мячами. Да уже никто не предлагает.

Елена Таирова. Я ошибаюсь или действительно раньше писали не Елена, а Алена Таирова? Не помню точно. Да и какое это теперь имеет значение. Лена или Алена – первая, кто попала в сборную из поколения совсем-совсем юных. Я считаю, что это неслучайно, и что это правильно. Лена не сильнее своих сверстниц (во всяком случае – не настолько сильнее), но она играет в намного более взрослые шахматы, чем они. У Таировой есть два выдающихся и очень редких для игрока ее возраста качества. Она, во-первых, не требует невозможного от позиции. И что еще более важно, она не требует невозможного от себя.

Поясню, что я имею в виду.

Талантливые молодые шахматисты (обоего пола) в массе своей еще не научились ценить в этой игре голое спортивное начало. Шахматы привлекают их прежде всего возможностью реализовать себя творчески. Это прекрасное чувство – но только если оно не переходит через край. А оно переходит.

И что мы видим? Мы видим, как молодежь стремится не просто в каждую партию, а в каждый ход вкладываться по максимуму. Как будто каждый ход должен быть отмечен одним, а то и двумя восклицательными знаками. Это стремление иногда приносит свои плоды – и тогда получается волшебная, удивительной красоты партия, которую нечасто встретишь у более сильных, умудренных опытом игроков. Но это же стремление зачастую дает и противоположный результат. Приводит к вычурности в игре, к потере времени, постоянным цейтнотам. Молодой талантливый шахматист, видя какой-нибудь банальный перевод ладьи с а1 на d1, не удовлетворяется этим, слишком простым, «обыкновенным» ходом. Он либо выберет какой-нибудь экзотический маршрут, вроде а1-а3-h3, либо скрепя сердце поставит ладью на d1, но затратит на ненавистный ему ход вдвое, втрое больше времени, чем он того заслуживал. И спустит в цейтноте всю позицию.

Отсюда такая амплитуда, что удивляет всех болельщиков. Вроде еще вчера молодой талант сыграл блестящую партию, а уже сегодня играл беспомощно и потерпел заслуженное поражение. Потому ему не дали проявить свое яркое творческое дарование. Он (или она) уже умеет творить. Но еще не умеет терпеть и трудиться.

Нельзя питаться только черной икрой. Нельзя каждый день дарить женщине цветы. Нельзя смотреть на каждый следующий ход как на лучший в твоей жизни.

Или все-таки можно?..

Лене Таировой на удивление чужды все сомнения такого рода. Она, повторюсь, не требует невозможного ни от позиции, ни от себя самой. Партии Таировой, даже попадающие в печать, редко удостаиваются диаграммы. Они лишены внешних эффектов, почти всегда очень просты. Но не примитивны, а лишь чуть более взрослы, чем того можно было ожидать от игрока ее возраста. Лена знает, что у нее не очень глубокий счет – и не стремится поразить всех двенадцатиходовым вариантом. Значит, надо посчитать на два хода, но зато расчет будет гарантированно точен. Лена знает, что она теряется в ситуации, где фигур много и все начинают подвисать. Нет беды в том, чтобы чуть-чуть разменяться, упростить позицию. Лена никогда или почти никогда не проигрывает партию, что называется, сама – ее всегда надо обыгрывать. И тренер всегда будет знать, чего ждать от Таировой в той или иной игровой ситуации. Она управляема, она обучаема. Она по праву первой из совсем молодых шахматисток вошла в главную сборную страны.

Чемпионат официально стартует в субботу, но первый тур будет в воскресенье, 20 мая. Онлайн, надо полагать, – на официальном сайте. Мы с вами встретимся, если не произойдет чего-то экстраординарного, по окончании третьего тура.

Не пропустите.

Илья Одесский

 

 
« Пред.