Transmenu powered by JoomlArt.com - Mambo Joomla Professional Templates Club

Авторизация






Забыли пароль?

Главная arrow Турниры arrow Суперфинал чемпионата России arrow Мужской суперфинал, тур десятый: ждем нового чемпиона
Мужской суперфинал, тур десятый: ждем нового чемпиона Версия для печати Отправить на E-mail
15.12.2006 г.
Михаил Савинов
 
У входа в ЦДШ я встретил главного редактора «64» Александра Рошаля.

– А мне орден дали, – сказал Александр Борисович и показал на красивый знак отличия, прикрепленный к пиджаку. – Олимпийский. Только что из Олимпийского Комитета.

Я поздравил его первым. Но далеко не последним...

Image

Гуру с орденом


В игровом зале главный судья чемпионата Игорь Болотинский беседовал с Андреем Шустаевым. Решался вопрос о церемонии закрытия.

– Здесь, завтра в восемь вечера, – говорил Шустаев.

– А если понадобится играть дополнительный матч? – настаивал Болотинский. Оказалось, в регламенте чемпионата дана, наконец, отставка всяким Бергерам-перфомансам – в случае дележа первого места играется дополнительный мини-матч в быстрые шахматы. При ничьей – блиц и «Армагеддон». Но вероятность дополнительного матча паники не вызвала. Расписание осталось неизменным. Кстати, последний тур начнется завтра в полдень.

Image

Игорь Болотинский приглашает поиграть


Как обычно, перед пуском часов игровой зал превратился в читательский. Приходящие шахматисты первым делом брали в руки бюллетень и принимались изучать комментарии, публикуемые на нашем сайте. А Дмитрия Яковенко чтение увлекает настолько, что он, как правило, забывает начинать партию вовремя.

Примерно на пятой минуте игры у одного из зрителей запел мобильный телефон. Сергей Рублевский оторвался от доски и проводил его взглядом. «Всех уже достал!» – негромко заметил чемпион. Как видно, инцидент случается не впервые.

Image

Сергей Рублевский испытывает неприязнь к мобильному контенту


На всех столах закипела борьба. Для «сов» (а таких среди шахматистов большинство) предпоследний тур – последний шанс что-либо исправить, ведь раннее начало последнего зачастую провоцирует короткие ничьи независимо от шансов того или иного участника на будущий успех: здоровье дороже.

В отсутствие Морозевича веселее других трактует дебютную стадию Ян Непомнящий. В предыдущей «белой» партии он пошел на часто применяемую в любительских турнирах жертву пешки «f», правда, придав ей несколько иной смысл. Выиграл. Сегодня же после 1.е4 е5 он с улыбкой передвинул на две клетки пешку «d». Центральный дебют! Разительный контраст с партией опытных матадоров Рублевского и Свидлера, в которой встретился глубоко разработанный вариант сицилианской защиты…

Image

За внешним дружелюбием Яна скрывается поразительное дебютное коварство


К семи часам вечера закончилась первая партия. Евгений Алексеев одержал победу черным цветом над Сергеем Григорьянцем, упрочив свое лидерство в турнирной таблице. Григорьянц избрал систему, досконально проанализированную соперником. По тому, как Алексеев анализировал дебютную и миттельшпильную стадии, было видно, что он уверенно ориентируется во всех тонкостях сложившегося положения. Белые пропустили момент, когда следовало озаботиться уравнением, и оказались погребены под ворохом проблем. Дважды Григорьянц играл конем на g3, и оба раза этот ход оказывался серьезной ошибкой… По окончании анализа я задал победителю важный вопрос:

– Евгений, как вы относитесь к возможности дополнительного матча за первое место?

– Да, я знаю, что это предусмотрено регламентом. Играть в быстрые шахматы… Отношусь нормально. Я доволен.

Image

Черные едят больше


Успех Алексеева не остался незамеченным и другим лидером, Дмитрием Яковенко. Игравший черными москвич едва успел сыграть d5-d4 с разменами и ничьей, как обнаружил выигрыш у конкурента. Пришлось напрячься и малыми силами создать атаку на короля соперника. Защищался Витюгов не лучшим образом, так что интрига противостояния «от А до Я» (А.Рошаль) по-прежнему сохраняется в наиболее чистом виде.

Image

Черная пешка уже дошла до d2


Оба гроссмейстера оторвались от преследователей на целое очко, что делает шансы Петра Свидлера и Эрнесто Инаркиева на участие в дележе сугубо теоретическими. В последнем туре Алексееву предстоит партия с Непомнящим, а Яковенко – с Григорьянцем. Трудно представить себе Яна Непомнящего согласным с быстрой ничьей, поэтому рискну спрогнозировать острую борьбу в обеих партиях.

Не удалось поддержать темп лидеров Свидлеру. Партия с Рублевским отняла много сил, но Петр все же не отказал журналистам и зрителям в удовольствии послушать блестящий ироничный рассказ об этом поединке.

– С другими Сергей играл и Nc3, и Bb5, а со мной проверяются основные варианты в Найдорфе. За что мне такое счастье! – прокомментировал дебют четырехкратный чемпион России. – Причем, как неожиданно выяснилось после партии, наша подготовка находилась примерно на одном уровне. А я-то считал, что меня выловили на домашний анализ, и где-то уже настроился получать форсированный мат.

Image

«Немедленно проигрывать не хотелось…»


Кажется, некоторый пессимизм в оценке возникающих ситуаций вообще характерен для Петра. Например, можно вспомнить сдачу в ничейной позиции против Каспарова.

– Начнем с того, что [вариант] Созина я не ожидал, потому что в партиях Рублевского он не встречался уже порядка десяти лет. Не играют его и против меня. Однако позиция, случившаяся сегодня, мне, как ни странно, была знакома. То ли на Мемориале Таля, то ли несколько раньше я изучал ее с целью сыграть белыми! Вариант с ходом 8.Bg5 возродил к жизни Нисипяну. Его новаторская идея состоит в том, что он при первой возможности бьет коня на f6 и делает вид, что пешку е6 ничем не защитить. В подготовке я ориентировался на партию Нисипяну-Найдич. Однако при беглом просмотре, помнится, пришел к выводу, что у белых ничего реального нет.

Новинка была продемонстрирована уже на 13-м ходу, однако гроссмейстеры продолжали бодро двигать фигуры. Серия форсированных ходов привела к позиции трудной для оценки, так как постоянно приходилось прикидывать различные редакции легкофигурных эндшпилей с проходными на разных флангах.

Image

Так сразу и не оценишь!


– Подготовка Сергея, как оказалось, состояла из просмотра «Информатора», в котором Нисипяну привел весь вариант, заканчивающийся ходом 18…Rxf8, оценив его как «плюс-равно». Но поскольку на часах белых к тому моменту прошло всего 7 минут, в основном потраченных на посещение комнаты отдыха, я решил, что у них все уже давно расписано.

Поиски призраков поражения в объективно примерно равном положении отняли у Петра довольно много времени, но ему все же удалось разобраться в тонкостях и даже перейти в лучшее окончание, используя малозаметную неточность соперника. Все же запаса прочности белых хватило для достижения ничьей. Волнующая партия!

Евгений Томашевский довольно быстро справился с шоком, вызванным применением центрального дебюта. Через пару часов позиция белых стала внушать серьезные опасения. Но, видимо, черные где-то продешевили. На 40-м ходу Томашевский предложил ничью.

– Я подумаю, – вежливо отреагировал Ян и немедленно сделал ход. Борьба завершилась только на 68-м: кроме королей на доске остался лишь белый конь. По пол-очка за коня.

Второе поражение подряд потерпел Ильдар Хайруллин. Эрнесто Инаркиев перехватил инициативу уже в дебюте. После изящной комбинации на 20-м ходу, белым пришлось расстаться с пешкой, но слабость прикрытия черного короля давало им достаточно серьезные контршансы. Эрнесто принял наиболее практичное решение – перейти в ладейное окончание с лишней пешкой.

Image

Могу и не выиграть…


Как выяснилось, оба соперника одинаково неправильно понимали, к чему им следует стремиться, а чего опасаться в этом положении. Это недопонимание привело к победе сильнейшей стороны. Таким образом, Инаркиев догнал Свидлера. Интересно, что именно этих шахматистов назвал Дмитрий Яковенко в ответ на вопрос о том, кого из соперников он опасался больше всего перед началом Суперфинала. Но все же и Петр, и Эрнесто чересчур много играли в этом году, и на их лицах легко читается усталость. Иногда надо и отдыхать…

В партии на последнем, шестом столе Денис Хисматуллин одолел Евгения Наера. Она не комментировалась, но в принципе разобраться в ней не так уж сложно. Хисматуллин разыграл «Найдорфа» с е5 – свою излюбленную схему в сицилианской защите. Белые боролись за первую победу в туре, а Наер – в турнире (как ни странно звучат оба утверждения), но перегнули палку своим 30-м ходом. Черные тут же ворвались в лагерь соперника, не убоявшись призраков атаки по линии «h», съели весь предложенный материал и по прошествии контроля приняли капитуляцию. Огорчительно уникален результат Наера – 2.5 из 10! Дело здесь, конечно, еще и в боевитости москвича: менее амбициозный шахматист, почувствовав плохую форму, постарался бы максимально «закрыться», но Евгений продолжал играть в «свои» шахматы…

Ничья в партии Рублевский-Свидлер практически исключила этих шахматистов, владеющих пятью титулами чемпиона России, из числа соискателей золотых медалей. Только синхронные поражения Алексеева и Яковенко могут дать Свидлеру шанс. Нечто подобное, впрочем, мы видели на женском суперфинале, но как быть с присказкой про два снаряда и одну воронку? Скорее всего, в пятницу, 15-го декабря Россия получит нового чемпиона по шахматам.

 
« Пред.   След. »